ВЕРДИКТ
- Increased use of Latvian in pre-schools following 2018 education reform did not discriminate against Russian-speakers (.pdf)
С просьбой дать оценку реформе, которая предусматривала частичный переход на обучение на латышском языке в дошкольных образовательных учреждениях, в суд обратились несколько лиц, в том числе депутат Рижской думы Инна Дьери (Русский союз Латвии, РСЛ).
В заявлении суду они указали, что реформа образования 2018 года, которая предусматривала увеличение доли латышского языка как языка обучения в дошкольных учреждениях, затронула право их семей на образование на языке нацменьшинства, ограничила для детей доступность образования и дискриминировала их по языковому признаку.
Рассмотрев соразмерность реформы образования 2018 года выдвинутым легитимным целям,
ЕСПЧ, как и в предыдущих подобных делах, указал, что государство вправе принимать меры для устранения фактического неравенства в использовании латышского языка в образовании,
возникшего в силу исторических обстоятельств, обеспечивая при этом право нацменьшинств на сохранение и развитие своего языка, культуры и самобытности.
Также суд указал, что реформа 2018 года не была непредвиденной и внезапной и не отменила полностью использование русского языка в качестве языка обучения. Суд подчеркнул важность изучения ребенком родного языка в первые годы жизни, из чего проистекает меньшая свобода действий государства в этом отношении. Однако в большинстве стран дошкольное образование не является обязательным, что предусматривает больше свободы действий в этой сфере. С учетом этого
суд постановил, что государство не нарушило пределы своей свободы действий и реформа была соразмерна выдвинутым законным целям.
Что касается жалоб двух заявителей на возможную дискриминацию детей с особыми потребностями, чьим родным языком является русский, суд не исключил, что могут существовать особые обстоятельства, когда государство обязано обеспечить дошкольное образование для детей с особыми потребностями на их родном языке. В то же время ЕСПЧ указал, что латвийская система образования обеспечивает инклюзивное образование и индивидуальный подход к таким детям в рамках образовательных программ. Отметив, что заявители недостаточно обосновали свои аргументы, суд пришел к выводу об отсутствии дискриминации и в этом отношении.
Сегодняшнее решение истцы в эфире Rus.LSM.lv назвали предсказуемым.
«Аргументы, которые использует ЕСПЧ, они, в общем-то, одни и те же — как по делам публичных школ и частных школ. И даже дети из детских садов и дети с особыми потребностями стали жертвами этих же аргументов! Это повестка, которая навязывается латвийской правящей элитой. Поскольку в Совете Европы сейчас властвуют русофобские настроения, то ничего другого ожидать не приходится», — заявила Инна Дьери.
Истцы намерены и дальше использовать все возможные законные методы, чтобы оспорить реформу.
Как писал ранее Rus.LSM, в ноябре 2023 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал, что ограничения, связанные с языком преподавания в частных школах в Латвии не противоречат правам человека.
В июле 2024 года суд Сатверсме признал соответствующими Конституции нормы, согласно которым обучение в частных школах должно проводиться на государственном языке. Соответствующими Сатверсме были также признаны судом нормы, согласно которым общеобразовательные программы на уровне дошкольного и начального образования в государственных учебных заведениях и учреждениях местного самоуправления могут реализовываться только на государственном языке.