Пресс-служба Сейма поясняет, что 1 июля вступили в силу новые ограничения Совета ЕС в отношении Беларуси, власти которой поддерживают вторжение РФ в Украину. Ограничения эти в том числе запрещают зарегистрированным в РБ легковым автомобилям въезжать в ЕС через латвийско-белорусскую и латвийско-российскую границу.
Закон же говорит, что те зарегистрированные в Беларуси машины, которые уже находятся на нашей территории, должны или ее покинуть или зарегистрироваться для участия в дорожном движении в Латвии до 31 октября. Если до указанной даты автомобиль не вывезут и не перерегистрируют, его можно конфисковать.
При этом оставлена возможность проехать один раз через Латвию транзитом, заранее предупредив об этом государство через э-услуги Дирекции безопасности дорожного движения.
Также оставлена возможность для въезда автомобилям дипломатической и консульских служб, в гуманитарных целях, для инвалидов, которые на своей специально оборудованной машине хотят въехать, чтобы посетить близких родственников (им придется обращаться с просьбой в Службу финансовой разведки) и др.
Закон вступит в силу на следующий день после его провозглашения.
С 16 июля автомобилям с выданными в Беларуси регистрационными номерами нельзя въезжать в Латвию (и, соответственно, в ЕС) со стороны восточной границы. Тогда же стало известно, что Министерство юстиции намерено ввести полный запрет на участие в дорожном движении для машин с такими номерами — аналогично тому, что уже действует в отношении номеров, выданных в РФ.
Собственно, изначально запрет в отношении «белорусских» автомобилей хотели ввести тогда же, с середины февраля 2024-го, но с учетом с учетом состава белорусской диаспоры (преимущественно люди, оппозиционно настроенные к режиму Александра Лукашенко) было решено этого не делать. Осенью представитель общества белорусов Supolka Дзянис Давыдау (Денис Давыдов) в эфире LSM+ отмечал, что значительная часть людей приехала сюда в статусе беженцев и что для многих автомобиль был единственным способом покинуть страну, когда над ними нависла опасность.
«То есть обыск дома, например. И просто надо очень быстро уехать. Для многих это единственная возможность. Вторая проблема — теперь после того, как госучреждения Беларуси отказались выполнять свои обязанности по оформлению доверенностей и паспортов, теперь стало невозможно эту машину даже другим лицам вывести в Беларусь и что-то с ней сделать».
В большинстве случаев такую машину невозможно и зарегистрировать в Латвии, поскольку она не имеет европейской сертификации.