Заседание началось с вопросов к бывшей премьер-министру Лаймдоте Страуюме, почему она выбрала самый дорогой вариант проекта Rail Baltica. Она отвечала, что это зона ответственности министра сообщения. Также она отметила, что доверие к Еврокомиссии в вопросе финансирования было высоко и потому была уверенность, что все будет хорошо.
«Латвия получит финансирование, только Латвия сама изобрела дополнительные расходы. И сейчас неизвестно насколько подорожает проект — с дополнительными станциями, с дополнительными мерами безопасности, с дополнительной длиной вагонов. И тут господин [Андрис] Кулбергс (глава следственной парламентской комиссии по Rail Baltica — LSM+) прав, что изобреталось все что приходит в голову», — констатировала Страуюма («Единство»).
«Грустно, но я не получил ответов. Появилась уверенность в том, что решение о фундаментальных вещах, как например о строительстве Рижской петли, а также выборе, какой вариант строить в Латвии, не принималось в Кабинете министров. Не на уровне премьеров. Это произошло в узком кругу, даже не на уровне министерства финансов. О миллиардах принимала решение небольшая группа чиновников», — прокомментировал итоги встречи сам Кулбергс
Бывшие главы правительств возлагают всю ответственность за реализацию проекта на министров сообщения.
«Кто-то должен быть ответственным. Это недоверие министру сообщения. Конечно, формально надзирать за ним надо было намного строже», — сказал экс-премьер Марис Кучинскис (в прошлом от Союза «зеленых» и крестьян, сейчас представляет в Сейме «Объединенный список»).
«Когда я был премьер-министром, мой министр сообщения все время рассказывал и всему кабинету тоже, что все двигается вперед. Я, выслушав эту информацию, передавал ее дальше свои эстонским коллегам. Из-за чего у меня сегодня появляется злость», — поделился Кришьянис Кариньш («Новое Единство», предшественник Эвики Силини на посту премьера).
Ожидается, что следственная комиссия сегодня представит свой промежуточный доклад.
Первоначальная оценка стоимости всей магистрали составляла 3,68 млрд евро, в 2017 году ее пересмотрели, повысив до 5,79 млрд. В середине июня программа De facto Латвийского телевидения сообщила, что стоимость латвийской части проекта может вырасти до 9,6 млрд евро, если реализовывать весь проект целиком, но разбив его на части и построив лишь одну колею, можно уложиться в 6,4 миллиарда. Аудит ранее показал, что дефицит необходимого проекту бюджета в масштабах региона может достигать 10-19 млрд евро и что реализация проекта на годы отстает от графика. Впрочем, в октябре 2024-го появилась информация, что стоимость первой очереди латвийского отрезка магистрали может уложиться в 5 млрд, а не 6,4 млрд, как предполагалось ранее.
Парламентская следственная комиссия пришла к выводу, что ситуацию с Rail Baltica должна изучить прокуратура — и в частности, оценить добавление к нему больших и дорогих «дополнений» без ведома Сейма.