Инспекции своей вины не признают, указывают на ограниченные ресурсы.
Инспекция по защите прав детей может проверять только то, что в ее компетенции, например, признаки насилия со стороны пациентов или персонала, бытовые условия, возможность встречаться с семьей или опекунами. Однако медицинская сторона — вне этого круга.
При этом с прошлого года на плановые проверки в больницы ездить перестали, и делают это, только если получают конкретные жалобы. «Важна не только компетенция инспекции, но и компетенция других ведомств. Это вопрос только и единственно сотрудничества между нами и другим ответственными учреждениями, ... поскольку вопросы прав детей — это вопросы ответственности различных учреждений, в том числе и Инспекции здравоохранения, и Продовольственно-ветеринарной службы, и других ведомств», — указала Инга Крастиня, представитель инспекции.
При проверке медучреждений у Инспекции здравоохранения более широкие полномочия. Например, необходимо определить, сколько медицинского персонала работает, что это за сотрудники, достаточно ли их, обеспечены ли необходимые круглосуточные дежурства врачей, в порядке ли вся документация и так далее. Учет в больнице Ainaži — именно то, на что обмудсмен указал как на существенное нарушение.
В инспекции пояснили: последнюю плановую проверку в Ainaži проводили в 2014 году. В тот момент было достаточно врачей, ночных дежурств — и серьезных нарушений не обнаружили.
«Инспекция планово может проверять одно учреждение в среднем раз в 4-5 лет. Поэтому, если прошлую проверку делали в 2014-м, то новая была бы в этом или следующем году», — указала и.о.главы Отдела контроля качества здравоохранения Инспекции здравоохранения Илзе Бука.
Было также несколько индивидуальных жалоб пациентов, из-за которых совершали плановые проверки. «Жалоб именно о том, что не обеспечили необходимый персонал, и ведомство серьезно не соответствует этим требованиям, инспекция не получала», — добавила Бука.
Обмудсмен придерживается той точки зрения, что обе инспекции также несут ответственность за ситуацию, которая могла в больнице существовать достаточно долго.
Янсонс призвал обе инспекции не оправдываться, а всерьез заняться изменениями своей работы.
«Нехватка компетенции или ресурсов не может быть оправданием для нарушений», — заявил он. В инспекциях говорят: получив конкретные жалобы, оценивают только указанные в них нарушения, в то время как остальные проблемы в поле зрения не попадают. Методологическая ошибка — именно в этом, указал омбудсмен.
«Если есть какая-то жалоба, как мы работает: мы получаем жалобу, возможно, даже несколько. Мы отправляемся и не смотрим узко, знаете, в эти написанные несколько предложений, которые есть в жалобе. Мы берем эту конкретную проблематику и смотрим шире. Через эти конкретные несколько заявлений, которые мы в случае Ainaži получили, мы с самого начала невооруженным глазом видели, что там систематическая проблема», — добавил он.
Если возможностей у одного ведомства мало, стоит отправляться на общие проверки. Именно к такому сотрудничеству защитники прав детей планируют призвать Инспекцию здравоохранения. Она же взялась в этом году проверить также все остальные детские психоневрологические больницы.
Проверяющие в детской психоневрологической больнице Ainaži не сразу получили доступ к документам – не помогла даже вызванная на место «тяжелая артиллерия» в лице завотделом Инспекции здоровья по контролю лечебных учреждений. А когда получили – удивились: истории болезни пациентов велись крайне небрежно, рассказали участники дискуссионной передачи Русского вещания LTV7 «Точки над i».
В свою очередь, сотрудники больницы жалуются, что столкнулись с огромным потоком негатива в свой адрес, хотя стараются всего лишь выполнять свои служебные обязанности как полагается. Между тем им приходится выносить и все вспышки дурного настроения и припадки помешательства у подопечных. Один из пациентов Ainaži в интервью LTV заявил: «Если нападают на персонал, почему не фиксировать... Очень часты случаи нападения на персонал, царапают до крови и синяков. У медсестры разбита губа».
В четверг 8 февраля стало известно, что найден мертвым завхоз детской психоневрологической больницы Ainaži, прозвучало в передаче. Предполагается, что это было самоубийство. Инцидент связывают с большим негативным общественным вниманием, в фокусе которого оказался весь персонал больницы. После известия о трагедии психиатр больницы Янис Боярс написал заявление об уходе с занимаемой должности.
Как уже сообщал Rus.Lsm.lv, многочисленные нарушения прав человека, в том числе связывание и болезненные уколы, зафиксировало Бюро омбудсмена в ходе проверки психоневрологической больницы Ainaži. Бюро получало неоднократные жалобы родителей о возможных нарушениях в медучреждении, рассказал омбудсмен Юрис Янсонс. В заявлениях упоминается конкретный врач — психиатр Янис Боярс. Ведомство вместе с Инспекцией здравоохранения решило провести проверку, которая основывалась на разговорах с детьми и сотрудниками, а также на анализе документов. В итоге сотрудники бюро и инспекции обнаружили, что в больнице недостаточно персонала и неприемлемый уровень терапии. В связи с этим дети стали агрессивными, отметил Янсонс, добавив, что больница ничего не сделала, чтобы исправить ситуацию.
Балоде позднее указала: возможно, решения о фиксации и были зарегистрированы в журнале не вполне корректным образом, но решения об использовании инъекций на 100% принимались только и единственно с подтверждением врача - с его печатью.
Нарушения, констатированные в психоневрологической больнице Ainaži, касаются в основном организации — это не пытки, утверждает глава Рижского центра наркологии и психиатрии Янис Бугинс.
Он указал, что был в больнице вместе с представителями Бюро омбудсмена и Инспекции здравоохранения. В Ainaži констатировали в основном нарушения в организации. Например, не было круглосуточного врачебного надзора, неправильно заполнялись лечебные документы, подростков недостаточно занимали.
Бугинс одновременно подчеркнул, что в больнице трудятся высококвалифицированные медсестры, за детьми ухаживают, они получают хорошее лечение.
Член правления Детской психоневрологической больницы Ainaži Илона Балоде временно отстранена от исполнения обязанностей. Такое решение принято в связи с нарушениями, обнаруженными Инспекцией здравоохранения. Руководить учреждением временно будет Бугинс.