Отправляясь на природу, стоит регулярно осматривать свою одежду, рассказал Волдемар Спуньгис, ведущий научный сотрудник Кафедры зоологии и экологии животных Биологического факультета Латвийского университета. Жаркая и сухая погода этого года не благоприятна для клещей.
«Клещи сейчас, насколько я наблюдаю, потому что я их сейчас специально ищу, больше в таких влажных, затененных лесах. В сосновом лесу я практически не могу найти.
Надо такое тенистое место, и там их столько же, сколько обычно»,
— рассказал Спуньгис.
В данный момент в Инфектологическом центре Рижской Восточной больницы лежит один пациент с болезнью Лайма, тогда как с клещевым энцефалитом никого нет, рассказала главврач стационара Байба Розентале.
«У нас в данный момент выписались из больницы 8 пациентов, у которых был подтвержден клещевой энцефалит, их вылечили и выписали. Пациентов с болезнью Лайма, которым надо было лечиться в больнице, было 13», — рассказала Розентале.
В больнице было также два пациента с эрлихиозом. Люди в центр в этом году принесли на проверку почти 1,5 тысячи клещей, первого — 4 апреля.
«Результат, к счастью, был негативный. И, если мы смотрим, сколько из этих 1449 инфицированы, окажется, что инфицированы вирусом клещевого энцефалита 10, то есть 0,7%. Теперь сравним — в 2017 году проверили 6014 клещей, из них инфицированы были 116, или 1,9%», — указала Розентале.
В 2016 году проверили 4712 клещей, из которых инфицированы были 203, или 4,3%, но в 2015 году — 213 из 4188 (4,3%).
Каждый год в Центр инфектологии на проверку приносят не менее 4 тысяч клещей. Больше всего было в прошлом году — почти 6 тысяч.
«Если до конца сезона, что зависит от того, насколько быстро наступают заморозки, скажем, до начала ноября, будет продолжаться в том же темпе, как сейчас, то у нас будет более 7 тысяч проверенных клещей», — подсчитала Розентале.
«Кто приносит этих клещей? Во-первых, люди, которые были на природе. В основном из сельских домов, а также с прогулок по юрмальским лесам. У нас пока не было никого, кто в Риге в каком-то парке был и потом нашел клеща. Это люди, которые были на природе», — отметила она.
В данный момент активность клещей достаточно высока, считает эпидемиолог Центра профилактики и контроля заболеваний Антра Бормане.
«Есть места, где клещей мало, где 10 клещей на километр примерно... Есть, к сожалению, и места, где даже 80 клещей на километр может быть»,
— отметила она.
Находясь на природе, стоит остерегаться клещей, и это касается не только лесов и кустов, но также лугов и просек с высокой травой.
«Надо помнить, что клещи обычно цепляются в районе лодыжек, в более жаркое время немного выше. Поэтому одежду надо подбирать, чтобы клещ не мог забраться под одежду. И во время прогулки прежде всего надо смотреть, не зацепился ли где-то клещ, и смахнуть. Если гулять и думать, что только дома проверите, клещ за это время может присосаться», — добавила Бормане.
Делать прививку можно целый год. Однако важно правильно одеться.
«Надо помнить, что клещи переносят не только вирус клещевого энцефалита, против которого есть вакцина, но есть еще болезнь Лайма, случаев которой каждый год больше, чем клещевого энцефалита, а также эрлихиоз», — напомнила врач.
В прошлом году активность клещей была средней. Эпидемиологи прогнозируют, в 2018-м она может быть на уровне 2017-го. Центр профилактики и контроля заболеваний призывает оберегать от клещей и собак.
Специалисты напоминают, что снятого клеща нужно нести на проверку и даже если он окажется энцефалитным, не обязательно, что болезнь разовьется у его «жертвы». Отправляясь на прогулку в лес, нужно обязательно заправлять края штанов в носки или обувь. Желательно также не надевать черную одежду, чтобы от раза к разу осматривать ее и быстрее заметить клеща, если тот есть.
Рекомендуется для пикников на природе выбирать места, где меньше травы и ни в коем случае не сидеть прямо на ней, а использовать подстилки. Необходимо принять во внимание и тот факт, что клещи не боятся дождя.
Главное профилактическое средство против энцефалита — вакцинация. И прививки делает все больше людей. Но многие до сих пор не знают, как правильно действовать, если клещ присосался не только к ним самим, но и к домашнему питомцу.
«Мы берем пальцами, вырываем его оттуда, на пальцах — микротравмы. Клещ раздавлен. Кровь и слюна клеща попадает в нашу микроранку, и мы заполучаем энцефалит. Такие случаи есть. И не так уж они редки», — поясняет и.о. заведующего приемным отделением Резекненской большицы Янис Юкна.