Врач Язеп Корсак: «Восхождение в горы — это целая гамма эмоций»

Обратите внимание: материал опубликован 4 года и 7 месяцев назад

У доктора Язепа Корсака из Резекне увлечения самые что ни на есть мужские: охота, рыбалка и восхождение в горы. В копилке Язепа такие исполины, как Эльбрус и Казбек. В интервью Латвийскому радио-4 врач рассказал, как он, человек из края озер, занялся восхождением в горы, с какими испытаниями приходится сталкиваться и какие ещё вершины он планирует покорить.

— Казбек — это уже не первая вершина, на которую вы совершили восхождение. В 2018 году это был Эльбрус. Как началось увлечение горными подъемами?

— Давно была мечта подняться в горы, тем более что родственник Янис рассказывал о своих приключениях, путешествиях. Он покорил много значимых вершин. Я часто собирался, но все не хватало времени. Когда поменял работу, решил, что надо попробовать. Я сказал, что согласен, будем готовиться. Подготовка заняла не менее полугода. Больше всего заняла именно моральная подготовка. Я шутил: да, я тренировался и несколько раз поднимался в горы довольно высокие — ведь на наш Маконькалнс тоже надо подняться. И Лиепукалнс — тоже горы. И потом удалось подняться первый раз — на Эльбрус. Перед этим должна быть подготовка не только физическая, но какая-то моральная. Нужно чисто умственно пройтись по тому, что человек должен знать, понимать. Я смотрел на Youtube видеофильмы о том, как другие поднимались, какие могут возникнуть проблемы. Мне очень помог Янис, который несколько раз поднимался. Он рассказывал, давал советы и упоминал разные нюансы, которые впоследствии очень пригодились.

— Действительно — подняться в горы без серьезной подготовки ни у кого не получится, я думаю. Как вы готовились? Есть какие-то специализированные курсы, или это было более такое домашнее обучение?

— Это, наверное, можно назвать домашним обучением. Больше всего спорт — им я занимаюсь с самого детства. Когда учился в Каунатской средней школе, у нас был тренер по лыжному спорту Анатолий Измайлов. Потом в институте 2 года тоже занимался лыжами. Кондрат был наш тренер, серьезный преподаватель. Ну, и в повседневной жизни ходил на охоту. Был руководителем коллектива, но ходил только в загон. Это тоже своего рода подготовка. Но не так важна для восхождения в горы физическая подготовка. Тут важно подготовиться морально, рассчитать свои силы, не переоценить себя. Потому что происходит постепенная адаптация в горах, потому что может возникнуть горная болезнь, которая в течение нескольких часов может привести человека к смерти. Когда мы поднимались на Эльбрус, мы в подготовительный период ходили на более низкие вершины, осваивали их, потом решили постепенно подниматься выше. С нами рядом жила украинская команда, и парень, который уже 6 лет ходил с группами и организовал эту группу, с нами поднимался, когда я шел первый раз. Он дошел до 5000 и сказал, что это не его день. Через 2 дня он еще пробовал, и опять не получилось до вершины добраться. В общем, зависит от многих факторов, не только физической подготовки.

— Казбек — чуть больше 5000 метров, Эльбрус — 5600 м. Как вообще происходит восхождение?

— Восхождение начинается уже дома, когда подготавливаешься. Экипировка. Мы сами то, в чем там должны жить, несем в своих рюкзаках, плюс одежда. Спим в палатках на снегу, на льдине приходится. Поднимаемся на определенную высоту, а потом уже по своему самочувствию. Нельзя подняться за один день. От такого человек может погибнуть. Нужно адаптироваться. Мы поднимались до трех тысяч (это на Эльбрус), делали лагерь. На второй день тренировка — до 3500 м, потом спускались вниз. Потом переносим лагерь уже на 3500, затем тренировочный поход на 4000 метров и т. д. Постепенно. Должна быть нагрузка, адаптация к воздуху.

— Вы упомянули, что в пути может случиться горная болезнь и довольно много трудностей. А какие именно трудности?

— Когда идет тренировочная подготовка, человек должен наработать свой темп восхождения. У меня было так: 20 шагов сделал, остановился, отдышался и еще 20 шагов. Перед самой вершиной — особенно Эльбрус был такой показательный — остается где-то 100 м пройти и появляется облако. Значит, оно накроет вершину и не будет никакого вида, ничего не увидишь. Погода может меняться очень резко. Я хотел предложить идти быстрее, но почувствовал, что 20 шагов — это слишком много. Перешел на 10. 10 шагов, остановиться, отдышаться и снова 10 шагов, отдышаться. Самое опасное — это не подняться, а когда спускается человек с вершины, тогда больше всего происходит несчастных случаев по статистике и по видеофильмам. Человек уже достиг вершины, он немного расслабляется и, спускаясь вниз, допускает какие-то ошибки. Мне очень помог второй товарищ, который шел со мной и все время говорил: «Медленнее, спокойнее, шире ноги, не спеши». Очень большая моральная поддержка группы.

— Расскажите об эмоциях, когда вы совершаете восхождение, когда вы уже на вершине — что ощущаете?

— Это трудно передать словами. Преодоление, второе дыхание, ощущение того, что тебе удалось. Очень большая гамма разнообразных эмоций. Сам процесс нравится. Вечером лагерь на самой горе Эльбрус — нас было мало, несколько палаток. Тишина, заход солнца, виды. Мы фотографировали, но в снимках это не отразить. Ты отключен от телефонов, ты отключен от внешнего мира, ты чувствуешь покой и можешь многое передумать, осмыслить. И надо понимать — нельзя покорить горы, горы тебе разрешают или не разрешают восходить на эту вершину. Горы всегда останутся. И переоценить себя нельзя, потому что, по статистике, например, при восхождении на Эверест погибает каждый восьмой. И когда мы поднимались на Эльбрус, одного человека спускали с вертолетом с Эльбруса, потому что на обратной дороге, насколько мы поняли, он сорвался и серьезно пострадал. Горы не любят слишком большую самоуверенность, типа «Я все смогу». В какой-то трудный момент нужна моральная поддержка. Часто бывает какая-то подсказка. Однажды я спускался вниз и тот человек, который шел за мной, увидел, что я, наверное, слишком расслабился, слишком довольный был, что удалось. Но нельзя себя так вести в горах. Горы этого не любят.

— У альпинистов обычно есть традиция оставлять свой флаг на вершине. Вы следовали этой традиции?

— На Казбеке мы оставили вымпел Резекне, а на Эльбрусе мы только сфотографировались с флагом. Было заранее придумано и решено, как сфотографироваться, но на вершине уже сил не было, и мысли там уже совсем другие, и эмоции. Уже не до флага и не до того, чтобы фотографироваться.

— Как решаете финансовый вопрос и вопрос, куда подниматься?

— Смотрим Youtube, смотрим, куда другие поднимались, исходя из этого выбираем горы. Есть предложение в этом году подняться на Килиманджаро, мне к душе больше лежит Монблан. Все зависит от записи, которая откроется в марте. Будет возможность записаться и подниматься. На Эльбрус мы поднимались сами, регистрировались в МЧС (Министерство чрезвычайных ситуаций России), на Казбек никакой регистрации не было, сам идешь и сам за себя отвечаешь. На Монблан пропускают только по записи. Если удастся в этом году выиграть возможность записаться туда, то хорошо. Есть приглашение в Аргентину, там тоже есть интересные горы, по рассказам. Все зависит от того, кто как сможет, в какое время, как пойдет подготовка.

— Вы упомянули о других своих увлечениях. Я понимаю, что вы очень разносторонний человек. Расскажите — помимо гор, чем еще увлекаетесь?

— Наверное, самое большое увлечение, которое помогает и в повседневной жизни перестраиваться — это охота, охота с собаками. Это рыбалка также, больше всего летом, когда нет охотничьего сезона. Сейчас я увлекаюсь... хотя это нельзя назвать увлечением — уже 25 лет мы обучаем детей первой помощи. Каждый второй год обучаем учеников для республиканских и европейских соревнований. Довольно успешно было — каждый год занимали вторые, третьи места в Европе.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное

Еще