Для того, чтобы донорскую сперму можно было использовать для оплодотворения, она должна соответствовать строгим критериям. И в Латвии сложно найти мужчин, чей генетический материал подходил бы для этих целей. Из ста доноров лишь у одного он подходит для дальнейшего применения.
Очередь из желающих стать донорами у латвийских клиник не стоит. Во-первых за это не платят, во вторых у мужчины должно быть просто космическое здоровья а это нынче редкость.
Медики считают, что проблему можно решить одним путем – открыть рынок. То есть разрешить использовать в Латвии донорский материал их других стран. Однако некоторые парламентарии - против.
"Если мы начнем импортировать донорский материал, мы никогда не разовьем свой банк спермы. Даже с точки зрения бизнеса. Можно ожидать, что банк спермы появится в Литве, Эстонии, но не у нас, потому что мы будем все брать у других", - рассказывает депутат Гунар Игаунис.
В министерстве здравоохранения считают, что если в Латвии не разрешат использовать заграничный донорский материал, это может повлиять на государственную программу для лечения бесплодия.
Депутаты, которые выступают против открытия донорского рынка предлагают альтернативный вариант решения проблемы – платить сдающим генетический материал. Тогда и желающих станет больше и общее благосостояние повысится.
"Если мы хотим развивать свой балтийский генофонд, нужно думать о том, чтобы вводить плату для доноров спермы. Компенсация это способ привлечь людей и добиться качества донорского материала. Не будет угрозы инцестов и поможем не только тем, кто нуждается в сперме, но и тем же студентам, которые смогут улучшить свое благосостояние, сдав генетический материал", - продолжает Гунар Игаунис.
В свою очередь, глава подкомиссии сейма по вопросам здравоохранения Виталий Орлов считает, что введение компенсации противоречит самой идее донорского движения.
"Донорское движение - изначально добровольное. Это касается и донорства крови, когда жертвователю даются только деньги на обед. Здесь ситуация похожая. Я не согласен с Игаунисом который не понимает, что кто-то может пойти и просто так сдать сперму", - сказал Виталий Орлов, добавив, что сам выступал в роли донора генетического материала.
Кроме того, по словам Орлова, если ввести такие компенсации, число доноров существенно вырастет, это значит, что клиникам придется проводить больше анализов, а это дорого. Соответственно, государству стоит подумать о том, как компенсировать им эти убытки.
Вопрос о том, разрешать ли импортировать сперму в Сейме будут рассматривать после 21 февраля.