Бродячие животные чаще всего попадают в приюты. Например, в приюте Ulubele за месяц в среднем оказывается 100 собак. Чипирование, которое следует провести до 1 июля этого года, введено в том числе и для того, чтобы в таких случаях с большей легкостью найти владельца. Однако, как оказалось, до сих подспорьем для приютов микрочипы становились лишь изредка.
«Большая часть чипированных животных не зарегистрированы, поскольку правила довольно сложные, непонятные и недружественные, — рассказала Latvijas radio руководитель приюта Илзе Джонсоне. — Люди не понимают, что процесс идентификации животного состоит из двух частей.
Собаке нужно «поставить» чип, а затем еще и за деньги зарегистрировать его в Центре сельскохозяйственных данных. Люди животных чипируют, а многие ветеринары им даже не говорят, что нужно еще и зарегистрироваться».
Само чипирование — также платная услуга.
Отдельно следует заплатить за инъекцию, посредством которой под кожу собаки вводится чип, и отдельно — за занесение записи в базу данных. В среднем это обходится в 15-20 евро.
Хотя заплатить надо всего один раз, есть группы людей, которые просто не могут позволить себе такие расходы.
«Может быть, нам удастся договориться с самоуправлениями — они-то своих малообеспеченных и пенсионеров знают, может быть, пойдут навстречу», — предположила Джонсоне.
База данных, однако же, показывает, что в этом году зарегистрировано более 1500 собак. Интерес владельцев продолжает расти, что заметила и представитель Латвийского общества ветеринарных врачей Лита Конопоре. У клиники, в которой она сама работает, есть договор с государством, и ее ветеринары могут не только чипировать собаку, но и сразу провести регистрацию. База данных доступна в Интернете, интуитивно понятна и удобна для просмотра, однако в этом году уже зафиксирована пара случаев, когда с одним кодом были зарегистрированы сразу несколько животных.
«Я — асболютно честно — считаю, что нужно объединение чипирования и регистрации в руках ветеринара. Дело не в коммерческих интересах клиник — это в интересах самих животных. Ситуации бывают самые разные. Мы немного опасаемся каких-то чисто человеческих ошибок и недоразумений, которые могут возникнуть», — рассказала Конопоре.
Ответственное за всю кампанию Министерство земледелия, впрочем, в существующем порядке никаких проблем не усматривает. И разрешить самим владельцам вводить данные не планируется.
«Мы эту базу данных и всю систему создаем таким образом, чтобы максимально расширить возможности владельцев. Они могут это сделать во время очередного посещения ветеринарного врача, так что это никаких затруднений создает», — заявила Latvijas radio представительница Проводольственно-ветеринарного департамента Минземледелия Инга Кроненберга.
Ветеринары, кроме того, указывают, что до сих пор неясно, как будет осуществляться наблюдение за тем, какие собаки чипированы, а какие — нет. Лита Конопоре полагает, что следовало бы разработать конкретную схему проведения проверок.
За не-чипирование собак и не-занесение данных в регистр предусмотрен штраф — до 210 евро для физических лиц и до 350 для юридических.
«Конечно, остается вопрос о том, как государственные и муниципальные учреждения, которым поручены функции надзора и контроля за соблюдением этих нормативных актов, свои обязанности выполняют», — признает Конопоре.
Минземледелия, в свою очередь, указывает, что функции контроля — и наказания — полностью переданы самоуправлениям. Механизмы реализации те должны разработать сами. Людям же, нашедшим бродячее животное, введенный под кожу последнего микрочип не поможет: чтобы прочитать записанную на нем информацию, необходимо специальное устройство. Поэтому такую собаку желательно доставить в ближайший приют или ветеринарную клинику.