Верховный суд отменил около 15% решений сиротских судов

Обратите внимание: материал опубликован 5 лет назад

Государственная инспекция по защите прав детей с известной регулярностью получает жалобы на Рижский сиротский суд, в том числе и на отношения сотрудников. В этом году Верховный суд принял несколько специальных постановлений в делах, связанных с этим сиротским судом, сообщает LTV.

К журналистам LTV обратилась рижанка Кристине Рудзите. Своего восьмилетнего сына она видит в конце каждой второй недели. Такое решение принял Рижский сиротский суд после того, как мальчик пять лет прожил только с матерью. После неделю о сыне заботилась мама, вторую неделю — отец, но после суд принял решение в его пользу.

«В данный момент мне действия Рижского сиротского суда кажутся очень тенденциозным, нарушающим принцип нейтралитета. Я никак не понимаю такие действия. Каждую вторую неделю я встречаюсь со своим ребенком, четыре дня в месяц. Я, в принципе, практически изолирована из его жизни», — заявила она.

Началось судопроизводство. Рижский сиротский суд заявил, что у него нет права говорить об обстоятельствах конкретного дела. Однако позже замглавы ведомства Инесе Эргле дала комментарий.

«Ребенок растет. Если он сначала живет под опекой одного родителя, это не значит, что второй родитель не может к воспитанию ребенка в какой-то момент подключиться. Если ребенок маленький, его жизнь очень быстро меняется. Он живет дома, начинает ходить в детский сад, начинает ходить в школу».

Елена Аверинска, адвокат Рудзите, сомневается в обоснованности решения Сиротского суда. По ее мнению, в споре многие аспекты остались неоцененными.

«Требование было выдано, потому что там мама, с точки зрения отца, что-то не выполнила — не в отношении питания, не повела на выбранные отцом занятия. Это не основание, чтобы менять ребенку место жительства, а также начало школы — не основание, потому что мы все что-то начинаем делать. Если ребенок начинает занятия в каком-то другом кружке, надо ли менять место жительства? На мой взгляд, это несерьезно, неправомерно», — отметила она.

Сиротский суд не оценил тот факт, что ребенок с рождения до 5 лет жил с матерью. Кроме того, надо было оценить, в интересах ли ребенка в дальнейшем встречаться с матерью только каждую вторую неделю, указано в заключении Инспекции по защите прав детей.

Пару лет назад мать на некоторое время осталась без работы и без близких, которые могли бы помочь. Появились долги, что заставило сиротский суд сомневаться, позаботится ли она о сыне.

«С моей точки зрения, заключение сиротского суда по этому конкретному делу оценено максимально в соответствии с приоритетами ребенка», — отметила Эргле.

Говорить с журналистами отец Янис (ребенок носит его фамилию, поэтому ее LTV не указывает) отказался. Его адвокат также сослался на частную жизнь ребенка, как и на то, что рассмотрение дела еще в процессе.

Этот пример указывает на проблемы, с которыми пришлось сталкиваться не единожды, указывают инспекторы по защите прав детей.

«Можно ждать, что рассмотрят все, но забудут какую-то маленькую делать, которая может повлиять на все движение дела вперед», — отметила Лаура Курбе, представитель Инспекции по защите прав детей.

Около 30 такого рода дел в год рассматривает Верховный суд. Это последняя инстанция, куда споры попадают через несколько лет после произошедшего и после нескольких длительных судопроизводств. Около 15% решений сиротских судов отменяют.

В этом году Верховный суд принял три специальных постановления, касающихся решений Рижского сиротского суда. В одном из дел сотрудник не провел всю необходимую работу, поскольку завершилось его рабочее время. В записи, которую Рудзите сделала на заседании сиротского суда, слышна просьба, чтобы мнения выражали коротко и слишком много времени не занимали, «поскольку время работы сиротского суда ограничено».

«Абсолютно неприемлемо, если на заседании сиротского суда так подгоняют, чтобы получить пояснения, показания. Сотрудникам сиротского суда — и не только сотрудникам сиротского суда, и сотрудникам судов — надо понимать, что у людей, которые пришли в эту инстанцию решить какой-то спор, есть право на время сиротского суда», — отметила глава Департамента по административным делам Верховного суда Вероника Круминя.

В Латвии тысячи детей, родители которых развелись, и еще тысячи детей родились у неженатых. Дела, которые попадают в Верховный суд, длятся годами, дети вырастают, и семейные отношения после этого обычно трудно исправить. Ассоциация работников сиротских судов признает, что сотрудникам не хватает обучения — оно проходит только раз в пять лет, кроме того, не хватает методик, которыми можно было бы руководствоваться.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное