«В регионах живут такие же люди» — молодой дантист работает в Латгалии

Обратите внимание: материал опубликован 4 года назад

Стоматолог Эдгар Заэзерскис один из немногих среди своих коллег, кто связал свою профессиональную деятельность не только со столицей, но и с провинцией. Работает Эдгар на три города:  Рига — Резекне — Карсава, рассказал молодой врач в интервью Латгальской студии Latvijas Radio.

— Почему вы выбрали эту профессию?

— Это очень сложный вопрос вообще, потому что я родом из такой семьи, где никто совсем не связан с медициной. В принципе, я и моя сестра — единственные, кто хоть немного связаны с медициной. Получилось так, что везде я учился очень хорошо, но когда уже пришло время поступать, было настолько много вариантов... Но стоматология — она была ближе, была тем, что мне нравилось.

— Чем именно она привлекла?

— Тем, что это работа с людьми, это работа, когда ты помогаешь людям, и ты чувствуешь какое-то приятное ощущение, что ты кому-то помог.

— Давайте будем честными: зубных врачей часто боятся.

— В принципе, я обычно так говорю: если кто-то говорит, что он не боится зубного, он,
 с одной стороны, может быть, немного обманывает. Мы все — люди, у нас даже, может быть, нет страха как такового, когда панически боятся, но такой внутренний страх, беспокойство — это есть у всех, это полностью нормально.

— Скажите, как долго вы работаете зубным врачом?

— Я закончил учиться в 2017 году, т. е. это получается уже 2,5 года, плюс практика — это было для всех обязательным. Дополнительно была программа по обмену за границей. В общем, 2,5 — 3 года.

— За это время уже можно понять, действительно ли лежит душа к этой профессии. Не разочаровались?

— Это я, наверное, понял уже на 1-м курсе, когда я начал учиться, что это — та профессия, которая мне нравится.

— Как получилось, что вы работаете не только в Риге и Резекне, но еще и в Карсаве? Ведь сами вы учились в Риге, родом вы из Лудзы, а Карсава ну никак не вяжется?

— В принципе, это получилось довольно-таки случайно, потому что нужно было место практики, где работать, и единственное место, где оно нашлось — было в Карсаве.

— То есть там у вас была первая практика?

— В принципе, да. Ну, если не считать института.

— Сложно было решиться на работу в Риге и регионе?

— Это не было сложным, потому что я сам из Латгалии, из Лудзы, плюс у меня жена гигиенист, мы живем в Резекне, и это само собой разумеется, что стараешься работать там, где ты живешь. Получается совмещать в регионе и в столице.

— Рига, Резекне, Карсава… Семь дней у нас в неделе всего. Как успеваете все, как планируете?

— Получается довольно-таки легко. Это как-то идет самотеком. Пока энергии хватает, сил тоже. Это определенные дни, определенные часы — когда я знаю, что работаю в Риге, когда в Резекне, когда в Карсаве, когда у меня выходные, т. е. все это уже планируется за много месяцев вперед.

— Бывает так, что на выходных кого-то берете?

— В принципе, есть ситуации, когда приходится брать кого-то, но в данный момент число этих пациентов, которых беру в свои выходные, уменьшается. Но их много, и если я начну брать всех, то у меня просто больше не будет выходных.

— Самоуправления помогают как-то, мотивируют переехать, например, из Риги работать в регион?

— Это такой очень индивидуальный вопрос. В моем случае никак самоуправление не помогало, чтобы, скажем, мотивировать меня сюда переехать. Но я могу сказать, что есть случаи, когда есть стипендии, которые дает самоуправление — это мотивирует и учиться, и возвращаться в регион.

— Возвращаться почему?

— Чтобы работать. Все забывают, что в регионах живут такие же самые люди, что и за границей, и в столице. Всем нужны услуги не только зубного врача, а вообще медицина в целом.

— Такой больной вопрос, как больной зуб: нехватка медицинского персонала понятна. Сейчас это из острейших вообще вопросов — нет врачей, их не хватает. Но зубные врачи при этом — дорогие. Почему?

— Это очень легко объяснить. Мы в данной ситуации находимся в Европейском союзе. Все оборудование, все материалы, все расходные инструменты, одноразовые инструменты — на них такие же цены, как и в других странах Европы. То есть чтобы содержать кабинет, нужны средства, и это очень дорого. Для каждого пациента индивидуальные инструменты, некоторые стерилизуются и используются многократно, и в принципе, эти расходы — довольно-таки большие. Получается так: чтобы доктор не вышел в минус, у него соответственно и цены немного выше, чем у врачей других специальностей.

— Давайте поговорим о ваших пациентах. Вы специализируетесь больше на взрослых или на детях?

— У нас с женой общий, так скажем, круг пациентов, и мы принимаем и взрослых, и детей. Я не скажу, что я специализируюсь только конкретно на детях или только на взрослых, это такой, скажем, микс — начиная с ребенка, у которого выросли первые зубы, и заканчивая пожилым человеком, у которого зубов вообще уже нет, и тоже они идут к стоматологу.

— С кем легче работать: со взрослыми или детьми?

— Это очень сложный вопрос, это зависит от самого пациента. Есть дети, с которыми очень приятно работать — они уходят, они улыбаются, они придают настолько большой позитив, что хватает энергии на весь оставшийся день. Точно так же есть и взрослые, которые очень позитивные, и тебя, скажем так, бодрят, и легко работать. Но все зависит от человека, пациента. На данный момент сложнее всего работать с совсем маленькими детьми.

— Можно личный вопрос: вы с женой оба — зубные врачи, вы ходите друг к другу на прием или вы выбираете все-таки других врачей?

— Как получается: я немного протезирую, она зубной гигиенист. На гигиену я иду к ней, а лечить зубы она идет ко мне. К сожалению, лечить она не может, так что мне приходится искать стоматологов.

— Насчет очередей — это тоже один из больных вопросов. Т. е. первый — это, наверное, цены, второй — это очереди.  Они сумасшедшие. Почему?

— Здесь тоже очень много факторов. Один из них — чтобы не было очередей, нужно, чтобы на тысячу жителей был один стоматолог, который работает на полную ставку, т. е. с понедельника по пятницу 8 часов. Если мы смотрим статистику, то в среднем в Латвии это условие выполняется, скорее всего, только в Риге. На одного стоматолога там будет даже, наверное, 800-900 жителей. А на периферии эта цифра далека от желаемой. Это во-первых.

Следующее — это то, что ситуация с зубами не совсем идеальная: есть люди, у которых зубы в очень плохом состоянии, и они записываются не на один визит, не на два визита, а это многие визиты, даже вплоть до 10, 20, 30 визитов. И так, в принципе, тихонечко-тихонечко эта очередь собирается. Есть тоже процент пациентов, который просто ничего не говоря не приходит, т. е. врач сидит впустую, он ждет, но никто не приходит. И так постепенно-постепенно что-то накладывается. Скажем, врач не может работать с понедельника по пятницу, потому что ему нужно дополнительно учиться, на специальных курсах, которые должны собрать определенный объем пунктов, т. е. какие-то дни врач не работает. И так понемножку собирается очередь.

— У Министерства здравоохранения есть проект, по которому молодые специалисты из различных областей медицины получают жилье и какие-то финансовые компенсации при переезде на периферию. Этот список хотят пополнить и зубными врачами. Привлечет это зубных врачей в регионы или нет?

— Этот вопрос я уже слышал, это действительно так: с нового года будет дополнительное финансирование для зубных, чтобы они более были заинтересованы ехать работать на периферию. Это однозначно один из факторов, который может привлечь, но однозначно это не единственный фактор, который может повлиять, чтобы молодой специалист решил  переехать из столицы на периферию.

— А какой фактор мог бы повлиять, на ваш взгляд?

— Это очень много факторов, но один из них — это социальная жизнь, т. е. молодые люди тоже хотят после работы отдохнуть, сходить куда-нибудь. Как мы все понимаем, в столице возможностей, например, отдохнуть — их намного больше.

— Расскажите о ваших планах на будущее, именно в плане карьеры.

— Как и любому молодому специалисту, мне хочется развиваться, учиться, улучшать свои навыки, т. е. увеличивать свой опыт. Если говорить насчет того, где остаться, то это уже такой совсем другой вопрос, более такой личный, я на данный момент даже не смогу сказать. Но вот развиваться как специалисту — это для любого молодого доктора один из приоритетов.

— Вы пока не решили: на 100% знаете, что вы останетесь в Латгалии, или на 100% знаете, что вы будете в столице?

— На данный момент да, но я никогда не забуду, откуда я, т. е. в любом случае, какую-то часть работы я оставлю здесь, это точно. Насчет столицы — там в данный момент меня держит только работа. То есть если есть возможность перебраться сюда, конечно, я ее использую, но если я перебираюсь в столицу, то я никогда не забуду, откуда я родом.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное