«В обществе определенно что-то изменилось. Я про эту тему пишу все годы, что работаю в журналистике и помню, насколько это был горячий пирожок, насколько это были сплошные красные линии. Пять-семь лет назад – никаких местных экспертов, можно было только выискивать по крупицам информацию об иностранном опыте. Сейчас люди готовы об этом говорить», – прокомментировала А. Полещук акции сторонников законопроекта о партнерских отношениях.
Она отметила, что даже достаточно консервативные политические силы в парламенте решают о свободном голосовании по законопроекту (т.е. когда депутаты голосуют в соответствии со своими убеждениями и без оглядки на дисциплину во фракции), некоторые прямо заявляют о своей поддержке.
«О чем также нельзя забывать: мы живем в глобальном мире. Если практически все страны Евросоюза уже ввели какое-то регулирование (причем, под влиянием ЕСПЧ это сделали такие религиозные страны, как Италия), а Латвия нет... Ну не может быть такого, что в Швеции ты женат или официально имеешь партнера, а в Латвию приезжаешь – все, холостой», - считает гость «Открытого вопроса».
И общество, по ее словам, в целом скорее готово к приданию законного статуса таким отношениям: «соцопросы показывают, что общество как раз намного либеральнее, дружелюбнее и терпимее, чем политики».
Тем более, что законопроект нужен не только однополым парам, он распространяется и на гетеросексуальные партнерские отношения и, что важно, предусматривает возможность признать их пост-фактум (например, в случае гибели или болезни одного из партнеров). А. Полещук напомнила, как гражданская жена погибшего во время обрушения Maxima в Золитуде спасателя не могла получить пособие, поскольку брак они не заключили, а других форм партнерских отношений латвийское государство не знает.
Об изменении в обществе говорит и активность на портале «народных» инициатив manabalss.lv: пару лет назад с трудом собрали необходимые 10 000 подписей, чтобы передать петицию в поддержку проекта закона о партнерстве в Сейм, а сейчас хватило одной недели.