Прошлой осенью в британских СМИ появилось леденящее кровь сообщение — в Западном Лондоне без вести пропала 14-летняя школьница Алиса Гросс. Полиция начала поисковую операцию. Вскоре стало известно, что, по данным видеокамер, за девушкой по пятам следовал велосипедист. Им оказался 42-летний латыш Арнис Залькалнс.
Сначала полиция искала его как возможного свидетеля, но позже выяснилось, что в 1998 году Залькалнс был осужден за жестокое убийство жены. Он тут же стал главным подозреваемым в деле о пропаже Алисы. Через месяц после исчезновения девушки ее труп нашли в реке, а еще спустя неделю в парке обнаружили тело Залькалнса — он повесился.
На прошлой неделе британский министр по делам иммиграции Джеймс Брокеншир, отвечая на вопросы депутатов парламента, заявил, что часть вины за смерть Алисы лежит и на Латвии, которая не предупредила Иммиграционную службу Великобритании о темном прошлом Залькалнса.
По словам министра внутренних дел Латвии Рихарда Козловскиса («Единство»), для него заявление британского министра стало полной неожиданностью. Глава Комиссии Сейма по обороне, внутренним делам и борьбе с коррупцией Айнар Латковскис («Единство») также не согласен с тем, что Латвия своевременно не внесла сведения о склонности Залькалнса к насилию в Европейский криминальный регистр. «Сейчас нужно выяснить, был ли тогда вообще такой регистр и что это означает, - говорит Латковскис.- В Шенгенскую зону мы вступили не сразу, только через годы. Поэтому сначала нужно выяснить, есть ли такой регистр, существовал ли он тогда и нужно ли было вносить в него такую информацию».
Депутат Комиссии Сейма по обороне и внутренним делам Карлис Сержанст (СЗК) признает, что, возможно, проблемы с обменом данными о людях с уголовными наклонностями имеются. Однако он отмечает, что и сама Великобритания не всегда спешит с правовой помощью и не сообщает Латвии о въезжающих британцах, многие из которых тоже были судимы.
По данным Министерства внутренних дел, Великобритания впервые запросила информацию об Арнисе Залькалнсе, который приехал в Соединенное Королевство в 2009 году, только в сентябре прошлого года, когда его уже искали в связи с исчезновением Алисы Гросс. Сначала британцам сообщили, что данных о судимостях Залькалнса нет, но через неделю Латвийская полиция сообщила полиции Великобритании, что в Латвии Залькалнс отсидел 7 лет за убийство своей жены.
Козловскис отметил, что в Соединенном Королевстве есть Служба контроля иммиграции, которая могла своевременно получить информацию о прошлом Залькалнса, но не сделала этого.
Карлис Сержантс добавляет, что когда Залькалнс уехал из Латвии, он уже отбыл свой срок и мог передвигаться свободно. У латвийской стороны не было причин предупреждать британские власти.
Эксперт уголовного права Центра общественной политики Providus Илона Кронберга говорит, что в этой ситуации налицо различия между латвийской и британской системами наблюдения за преступниками: в Латвии законы не позволяют следить за человеком, если он уже отбыл наказание. Служба пробации имеет право наблюдать за передвижением человека, если он освобожден досрочно. В свою очередь в Великобритании создана система превентивного наблюдения за преступниками.
В Латвии пока лишь разрабатывается закон о принудительных превентивных мерах, который позволит более эффективно наблюдать за осужденными и отбывшими наказание людьми, способными, по мнению экспертов, вновь совершить преступления, а также за людьми, поведение которых указывает на склонность к насилию.