В латвийских образовательных учреждениях рассказали, что каждая страна готовит специалистов для своего рынка труда, поэтому и возникают подобные проблемы. При этом к таким профессиям, как, например, строитель, архитектор и врач, предъявляют более жесткие требования: от их действий зависит безопасность и здоровье жителей.
Каждый год часть молодых людей решают учиться за рубежом, а не дома, свидетельствуют данные Министерства образования. Дочь журналистки Гунты Матисоне уже семь лет живет в другой стране: девушка отправилась учиться в Данию, поскольку семья не могла оплатить обучение на архитектора в латвийском вузе.
«Сейчас, кажется, могли бы реализоваться слова Gribu tevi atpakaļ, поскольку у дочери есть диплом архитектора датского вуза и полученная в Милане степень магистра, опыт работы в итальянском и лондонском архитектурных бюро.
Но... Латвия не признает датский бакалаврский диплом, хотя магистерская степень одного из самых престижных в Европе архитектурных вузов — миланского.
Теперь, чтобы в Латвии получить сертификат архитектора, с магистерской степенью надо будет учиться в Рижском техническом университете (РТУ), по сути, заново, в случае моей дочери — со второго курса», — указала Матисоне.
С той же проблемой столкнулась Агнесе (имя изменено): девушка стала одной из десятков латвийцев, закончивших датский VIA Univerity College. С этим дипломом в Латвии нельзя ни поступить в магистратуру, ни получить сертификат инженера, без которого запрещено работать по специальности.
Девушка рассказала, что, вернувшись, подала документы о прослушанных в Дании и Рижском строительном колледже курсах. Они не слишком отличались от программы РТУ, однако Агнесе предложили поступить также на второй курс бакалавриата, что ее не устроила.
Она работает в Латвии по специальности уже пять лет. У нее нет сертификата архитектора, поэтому ее проекты подписывает один из коллег.
Чтобы образование Агнесе соответствовало диплому РТУ, не хватает 10 кредитных пунктов — в курсах по истории мировой и латвийской архитектуры. Получить только их нельзя.
При этом большинство однокурсников девушки учились в магистратуре за границей. Там же они и работают.
Союз архитекторов, который выдает сертификаты, указал, что Агнесе и другие датские студенты — по образованию техники, а не архитекторы. Молодые люди с этим не согласны: они связывают аргументы организации с боязнью конкуренции.
За эту сферу отвечает Министерство экономики. Заявление Союза архитекторов нам называют обоснованным, поскольку выдача и аннулирование сертификатов определенно связаны с законодательством.
То, что проекты за девушку подписывает другой архитектор — и берет на себя ответственность — случай не уникальный: то же самое происходит и во время учебной практики.
Заместитель госсекретаря министерства Эдмунд Валантис указал, что молодые люди во время обучения уже фактически работают в архитектурных бюро, и готовят документы, которые впоследствии проверяет и подписывает сертифицированный архитектор.
В Минобразования отметили, что программы, которые признаны Европейским союзам, включены в особый список, который расширять или корректировать может только Еврокомиссия.
Особенно жесткие требования предъявляют к представителям 70 профессий, от которых зависит безопасность и здоровье общества, например, к строителям, архитекторам, врачам, детективам, рассказала старший эксперт Министерства образования Инесе Стуре. К
аждое государство готовит специалистов для своего рынка труда — и полученные навыки могут отличаться.
Каждый год число выданных дипломов растет — и все больше латвийцев просят признать выданный в другом государстве документ об образовании. В прошлом году было 135 таких заявлений — чаще всего в профессиях, связанных со строительством, медициной и педагогикой.