В последние годы также стремительно растет число пилотов-самоучек, а вместе с этим — и количество несчастных случаев. Пока статистика не столь печальна, как в других странах, и самолеты по-прежнему считаются одним из самых безопасных видов транспорта. Однако эту сферу ожидают существенные изменения законодательства, чтобы снизить количество роковых полетов.
Крушение самолета в Елгаве, в котором погиб собравший этот летательный аппарат 45-летний пилот, расследует глава отдела авиационных происшествий Бюро транспортных происшествий Висвалдис Трубс. По его мнению, расследованию этой катастрофы очень мешает нехватка специального оборудования, без которого нельзя точно выяснить, когда самолет поднялся и упал, и какие маневры им выполнялись. К тому же пилот построил свой самолет нелегально, отмечает Трубс. Будь самолет построен на законных основаниях, его техническое состояние было бы совершенно иным, и тогда, возможно, аварии бы и не случилось.
«Он не был построен так, как надо», - говорит следователь.
Как рассказывает Анатолий, опытный пилот, который летает уже 18 лет, чем самолет меньше, тем он безопаснее. Такой самолет медленнее взлетает, хорошо держится в воздухе, а в случае аварийной ситуации может сесть практически в любом месте. По его мнению, очень важно — разбираться в устройстве самолета, и тогда оно будет безопасным транспортным средством.
«Вдобавок ответственность за каждый полет лежит на командире воздушного судна. В случае с елгавским пилотом — неважно, насколько большой самолет — вся ответственность за то, какой будет полет и результат, лежит на нем. В этом случае результат был совсем плохим, потому что не с кем говорить. Но в случае, если бы инцидент закончился не столь плохо, инспекция с ним поговорила бы», - говорит Анатолий.
Как говорит Висвалдис Трубс — люди хотят летать, но в связи с экономической ситуацией строят самолеты сами, при этом используя запчасти сомнительного качества. Сейчас в Латвии официально строятся 11 летательных аппаратов, контролирует их сборку шеф любительской экспертной комиссии Агентства гражданской авиации Айвар Грахольский. Сейчас он является рекордсменом по числу собранных самолетов — за 25 лет он построил их семь, и сейчас работает над восьмым. Официальное строительство самолета, как говорит Грахольскис, ведется под строгим надзором.
Чаще всего, отмечают эксперты, в авариях виноват человеческий фактор — так происходит во всем мире. Даже 200-300 часов обучения пилота не гарантируют достаточного опыта, и в нестандартных ситуациях это может привести к несчастью.
Висвалдис Трубс считает, что с распространением малой авиации нужно усиливать и меры контроля. Так, на елгавском летном поле сомнительного качества и сейчас находятся еще четыре летательных аппарата. Однако, по словам дежурного, никаких проверок в последние годы здесь не было.
В отсутствии контроля он видит еще один аспект — сейчас вылеты часто не регистрируются, и при несчастном случае, когда самолет может сгорать полностью, и из-за этого трудно выяснить, кто же находился в потерпевшем крушение самолете.
Однако с заявлениями о недостаточном контроле Агентство гражданской авиации не согласно. По словам Айвара Грахольскиса, и пилотов, и самолеты проверяют регулярно. Он сам неоднократно бывал в Елгаве и в других местах, где любители подымаются на самолетах и не сообщают об этом. В свою очередь, директор агентства Марис Городцовс признает, что есть трудности. Инспекторов всего два, и о том, что они в Риге, пилоты могут узнать позвонив в офис, после этого они спокойно могут взлетать. Однако даже если инспектор находит нарушения, но не видит, что самолет летал, он не может наказать пилота.
По мнению директора департамента авиации Арниса Муйжниекса, с нормативной базой сейчас в стране все в порядке. Собранные самостоятельно нелегальные самолеты — это деятельность с высокой степенью риска, законодательство здесь ни при чем.
Тем не менее, поднадзорное министерству Агентство гражданской авиации после недавних инцидентов планирует внести в законодательство существенные изменения. Особенно они должны коснуться тех любителей, которые сами собирают летательные аппараты, пояснил Марис Городцовс. Изменения будут направлены на то, чтобы обязать их сообщать обо всех построенных самолетах и регистрировать их, и повысить штрафы за нелегальные полеты.