Расма Лапса показала место, где пасся пони — небольшая полоса пастбища, так же как и дом и грядки с клубникой, находятся по соседству с пшеничным полем. Кобылка Фелиция паслась там и в тот день, когда поле обрабатывали химикатами.
«Следов трактора уже нет, но он проехал практически в полутора-двух метрах, опрыскав лошадь», - говорит хозяйка.
Сама Расма в тот день уезжала в Валмиеру, и вернувшись, не могла понять, почему маленькая лошадка, которой был всего года, внезапно так ослабла. Однако соседка Майя Расагорска заметила, что в тот день опрыскивали пшеничное поле.
«Да, они опрыскивали не один раз... Он был там привязан, и Расма пришла с того поля и сказала — ох, на губах и во рту такой отвратительный вкус и запах... Это же ненормально — здесь же сады, дети, дома...»
По словам Расмы, их никто ни разу не предупредил. Позднее в разговоре тракторист не скрывал, что поле опрыскивали, но лошадь он не заметил. Вереринар Андрис Грасис, у которого большой опыт работы с лошадьми, тоже был удивлен, как быстро угас совершенно здоровый пони, и но утверждать, что причиной тому явилось исключительно опрыскивание, он не берется — для этого нужно было бы проводить вскрытие. И все же он не отрицает, что смерть животного вполне могла быть вызвана отравлением:
«Конечно, одной из возможных причин мог быть этот яд, который меняет деятельность организма. Кишечник практически не работал, очевидно, попало довольно много химии...»
Визма Берзиня, руководительница Видземского регионального отделения Государственной службы защиты растений пояснила, что письменного заявления, на основании которого можно было бы провести расследование, женщина не подала, поэтому у службы нет оснований конкретнее оценить данную ситуацию, хотя сразу же после инцидента инспекторы побывали на поле и встретились с правлением кооператива, которому оно принадлежит.
«Как в народе говорят — попал... Нельзя просто говорить об этичной работе. На лужайке были следы воздействия препарата для защиты растений. Ничего запрещенного они не сделали, но вопрос в ветре и в том, что средство попало на культуры рядом», - говорит Берзиня.
Как рассказала чиновница, крестьянам, которые проводят опрыскивания, выдвигаются строгие требования, проводятся проверки, однако требований предупреждать соседей о предстоящей обработке полей химикатами нет — это не оговаривается в нормативных актах, но это — дело этики.
«Культура добрососедства у нас сильно хромает», — отмечает Берзиня.
Хозяйка пони на вопрос, почему она не стала писать заявление, чтобы можно было провести расследование, говорит, что это не поможет вернуть погибшее животное, и она не хочет ненавидеть, но согласилась рассказать об этом случае, чтобы крестьяне поняли — нужно подумать о соседях и помнить о порядочности, выполняя свою работу.