Андрис Силиньш – игроман с многолетним стажем. Говорит, что ещё в детстве начал играть в карты на деньги. А в 90-х, когда в Латвии появились игорные залы, стал их постоянным клиентом. Ему тогда не было и 18.
«Тогда особенно никто не утруждался проверять, кто приходит и чем они там занимаются», - признал автор книги Es esmu azartspēlmanis Андрис Силиньш.
Андрис играл в аппараты около 20 лет. За это время он многое потерял:
«Интересно работает мозг человеческий. Я всегда старался забыть о тех сумах, которые я проиграл. Я помню, сколько я выиграл, но по сравнению с тем, сколько я проиграл… это мизер».
Всё это время Андрис пытался заставить себя не играть, но зависимость была сильнее.
«Я испробовал разные способы, как прекратить. Но не помогало ничего – ни психологи, ни какие-то мои обещания. Я был очень близко к самоубийству и понял, что это уже не в моих силах и решил попробовать последнюю надежду и пошел к Анонимным игрокам на собрание. Как ни странно, это помогло», - вспоминает Андрис Силиньш.
Андрис не играет уже более 15 лет. Однако всё равно называет себя зависимым. Чтобы решить проблему игромании, рабочая группа Министерства финансов разрабатывает более строгие ограничения в сфере азартных игр. Среди предложений – увеличение возраста, с которого можно играть и делать ставки. Сейчас это 18 лет, предлагают сделать с 21.
«Не во всех случаях участие в азартных играх связано с заболеванием. Наша задача найти эту границу, понять, в какой момент в этом развлечении появляются красные флажки. В какой момент нужно действовать, чтобы человек не продолжал играть, и чтобы такое времяпрепровождение не переросло в проблему, которая дальше может привести к негативному эффекту для самого человека, его трудоустройства, семьи, детей и так далее. Есть исследования, которые показывают, что от одного зависимого страдают до семи близких людей. Если он больше не может контролировать своё увлечение азартными играми», - говорит представитель Министерства финансов Ольга Богданова.
Среди предложений Минфина– запретить игорным залам работать три часа в сутки – с 6 до 9 утра. А также ввести единый Балтийский регистр лиц, добровольно отказавшихся от азартных игр. Такой регистр сейчас есть отдельно в Латвии, Литве и Эстонии.
«В данный момент человек может отказаться от игры в Латвии, но он может физически поехать в другие страны и там играть. И также делать это в интернете на нелегальных сайтах азартных игр. Где, конечно, нет никакого надзора и регистр добровольно отказавшихся не работает. И, к сожалению, на данный момент это самая большая опасность, потому что если в наземных азартных играх мы не сталкиваемся с нелегальным рынком, то в интернете это до сих пор существует, и этого достаточно много», - пояснил президент Латвийской ассоциации игорного бизнеса Арнис Верземниекс.
О том, что зависимый всегда найдёт, где сыграть, говорит и Андрис Силиньш:
«Игрок – он найдёт способ, как проиграть эти деньги. Мы можем делать ставки, поспорить на деньги. Если я хочу играть, я найду способ, как избавиться от денег».
Рабочая группа Министерства финансов планирует разработать поправки до конца этого года. Затем их передадут на рассмотрение правительству.