«Это мы все понимаем, но все время как-то получается, что у правительства немного другие приоритеты и всегда нехватка денег. Конечно, сейчас мы начали говорить, как эффективнее можно использовать те ресурсы, которые сейчас есть в высшем образовании», — указал он.
Политик добавил, что в латвийских вузах очень много программ — на это указывает и Всемирный банк, который также отметил: учебным заведениям стоит плотнее сотрудничать с индустрией.
«И еще надо вложить больше финансовых ресурсов в наших молодых ученых... Чтобы наши молодые люди оставались тут работать, а не уезжали за границу»,
— подчеркнул Адамовичс.
«Много лет назад Латвия как страна обязалась, что к 2020 году мы придем к тому, что финансирование науки будет примерно 3% ВВП.
Мы в настоящее время очень от этого отстаем... на 2,5%, чуть меньше, может быть. Но если это разделить на две части, в эти 3% должны входить 1% государственных денег и 2% от индустрии.
Так вот, с этими деньгами, которые надо привлекать от отраслей, дело совершенно плохо. Хотя есть и некоторые отрасли, такие, как электроника, как, скажем, информационные технологии, где все-таки за счет того, что развиваются так называемые программы центров компетенции, где с помощью специальных программ, базой для которых являются европейские фонды, заставили ученых сотрудничать с производством, причем вкладывать как раз деньги из производства — чтобы создавать новые инновационные продукты. На мой взгляд, этим путем мы и должны идти. Но энтузиазма там со стороны отраслей достаточно мало все-таки, если посмотреть», — заявил глава комиссии Сейма по бюджету и финансам Янис Вуцанс.
Он считает, что политики, ученые и представители индустрии должны вести совместный диалог.
«Что касается этих вкладов из отраслей — это технические науки, это естественные науки, но вряд ли мы сможем заставить, чтобы в социальные и гуманитарные науки тоже в таком же объеме вкладывали свои средства.
Там мы должны понять, что хорошего обществу должно быть от продуктов этой науки — это история, это психология, это и язык. Это тоже имеет свое применение, но важно, чтобы сами научные сотрудники смогли показать народу, что от их продукта есть польза», — добавил Вуцанс.