Церковь еще ищет свое место в современном обществе — историк

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

Во множестве храмов Латвии прошли торжественные пасхальные богослужения. Их посещают и те, кто не считает себя особенно религиозным и в церковь каждый день не ходит. Ученые говорят: духовность современного человека очень сложна, и не связана исключительно с религиозными институтами, сообщает LTV.

В Катлакалнсе стоит неприметная церковь. Она построена в 1794 году — и выглядит нетипично для евангелически-лютеранской: круглая с башенкой. Вокруг храма — сад со множеством особенных и редких растений.

«У этого еще было такое хитрое значение, чтобы защитить эту церковь, потому что вокруг было много растений, включенных в список охраняемых, поэтому тут нельзя было склад сделать, ничего такого, что могло повредить церкви»,

— рассказал местный священник Марис Зиемелис.

Во времена независимой Латвии отношения Церкви и государства были дружескими. Демократическая страна и гражданское общество 100 лет назад дали Церкви возможность расцвести. Но после советской оккупации ситуация быстро изменилась.

«Советская оккупация своей цензурой, контролем, гонениями, ссылками в большой мере повредила, наряду с ограничением прав Церкви»,

— рассказала Инесе Рунце, старший научный сотрудник Института философии и социологии Латвийского университета.

После Второй мировой войны церковное имущество национализировали, в школах о вере больше не рассказывали и государство в целом занималось антирелигиозной пропагандой. Духовенство сослали — в том числе и профессора, священника Роберта Фелдманиса, который более 40 лет служил в Катлакалнсе.

«Кто-то из начальства, листая его личное дело, сказал, что все так... раз ты священник, мы тебя сошлем»,

— рассказал Зиемелис.

В советское время быть религиозным считалось почти преступлением. Верующих публично наказывали и запугивали. От этого церкви до сих пор сложно оправиться — спустя 30 лет после восстановления независимости.

«То, чем церковь занималась в 20-30-е гг — работала с бездомными, детьми, женщинами, бедняками или вдовами — это все насильственно прервали, и следующие 50 лет такой возможности не было, и это все очень медленно возвращается»,

— отметила Рунце.

У Министерства юстиции есть данные о более чем 30 конфессиях, которые существуют в Латвии. По их ежегодным отчетам можно сделать вывод, что больше всего лютеран — более 700 тысяч, православных (370 тысяч) и католиков (337,6 тысячи). Следующая по размеру — баптистская церковь (почти 7 тысяч). Однако эти данные нельзя однозначно интерпретировать.

«Современная религиозность более не статична, как было раньше, и более не традиционна, она все чаще не институциональная, но это не исключает религиозность человека вне церкви, общества или стен мечети, она получила совершенно иную форму»,

— подчеркнула Рунце.

С этим согласен и катлакалнский священник. Он признал: хотя ежедневную службу посещают только несколько десятков человек, духовность определенно важна для значительно большего числа.

«Вера больше не традиция, которой все следуют, лучше, что сейчас сюда приходят люди, которым верить важно, это их вопрос», — добавил Зиемелис.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное