Центру биомедицинских исследований — уже четверть века

Создание вакцины от болезни Лайма и универсальной прививки от всех типов гриппа, улучшение диагностики онкологических заболеваний на ранних стадиях, прорывы в лечении генетических патологий... Это лишь малая часть того, что делается в стенах Центра биомедицинских исследований. Сегодня этот один из крупнейших научно-исследовательских центров страны отмечает свое 25-летие, сообщает Латвийское радио 4 в передаче «Домская площадь».

Центру биомедицинских исследований - уже четверть века
00:00 / 05:35
Скачать
Энцефалит и болезнь Лайма – именно эти две болезни каждый год распространяют в Латвии клещи. И если от первого заболевания можно сделать вакцину, то от второго защитить себя куда сложнее. Пока. Латвийские ученые намереваются решить эту проблему.

«Одно из направлений нашей деятельности — разработка новых вакцин. Мы делаем это на основе вирусоподобных частиц. Вирусы имеют какую-то оболочку, и мы используем эту оболочку, чтобы реконструировать разные вакцины.

Один проект — против болезни Лайма, или боррелиоза, который переносят клещи. Результаты достаточно хорошие. У нас есть партнеры в Нью-Йорке, они проверили нашу вакцину (пока что, конечно, на мышах!), и она работает. Так что будем продолжать»,

— рассказывает директор учебной части центра биомедицинских исследований Каспар Тарс.

Это – не единственное исследование, которое проводится в стенах центра биомедицинских исследований. Помимо разработки целого ряда важных вакцин для лечения актуальных болезней животных, здесь занимаются созданием универсальной прививки от всех типов гриппа.

«Сейчас есть, конечно, вакцины против гриппа, но они сезонные. Потому что вирус очень быстро меняется. Из-за этого нужно каждый год подбирать другую вакцину, и это всё делается на прогнозе. И если прогноз ошибочен — вакцина не работает. У нас есть надежда сделать более универсальный вариант вакцины».

Аденома гипофиза - это доброкачественная опухоль. Считается, что она есть у 10-20% людей. Но обычно это образование имеет настолько малые размеры, что истинную распространенность ее трудно установить, так как долгое время оно может никак себя не проявлять. А когда начинает – качество жизни человека серьезно ухудшается, ведь аденома гипофиза нарушает выработку гормонов, регулирующих многие важные функции организма. Еще одно направление работы центра биомедицинских исследований – облегчение жизни больным редкими заболеваниями. Продолжит руководитель проекта Вита Ровите:

«Эти опухоли очень коварны, они вызывают нарушения выработки гормона роста и пролактина, к примеру. Это может привести к серьезным проблемам со здоровьем. Мы исследовали аденому гипофиза и сделали несколько открытий, которые позволяют нам улучшить терапию для людей с этой опухолью».

Кроме того, здесь в центре биомедицинских исследований разработали суперточный тест для диагностики целиакии и ряда других трудно выявляемых заболеваний.  Помимо диагностики, ученые придумывают, как усовершенствовать методы лечения.

«Если мы определяем, какой ген отвечает за возникновение болезни, мы можем выбрать наиболее эффективную терапию. К примеру, мы выяснили, что если сахарный диабет был вызван одним определенным геном, то при приеме самых распространенных медикаментов, назначаемых при этой болезни, у людей обязательно возникнут побочные эффекты. Им это лекарство не подходит. И подобных открытий мы сделали очень много», — говорит директор центра Янис Кловиньш.

Еще одно направление, над которым работают ученые центра – онкология. Здесь пытаются найти способы выявить рак как можно раньше.

«Рак – это генетическая болезнь. И у каждого она развивается по разному. Мы пытаемся открыть биомаркеры — молекулы в крови, которые можно будет обнаружить в простом анализе крове еще до того, как рак может быть диагностирован специализированными онкологическими тестами. Таким образом, мы сможем обнаруживать рак на самых ранних стадиях».

Осуществить эти исследования удалось благодаря базе данных генома латвийцев, который на протяжении долгих лет создавали в центре биомедицинских исследований. На сегодняшний день Более 30 тысяч человек добровольно сдали свой генетический материал на благо науки

«Человек добровольно принимает решение принять в этом проекте участие. Звонит нам и приходит в любой пункт, где работают наши специалисты. Как правило, они есть во всех больницах. Сдает нам кровь. Не больше, чем во время обычного анализа. Далее мы собираем информацию о его здоровье и привычках, чтобы потом все это использовать в исследованиях связи генов с возникновением и развитием каких-либо заболеваний. Конечно, все это – анонимно. Имена и фамилии доноров засекречены и хранятся в отдельном регистре».

Желающий должен заполнить довольно подробную анкету: пол, возраст, национальность, информация о родителях, продолжительности жизни предков, семейных болезнях, - а также подписать согласие на то, чтобы его ДНК использовалось для научной работы. Кроме того, он может отметить – хочет ли знать, если в его ДНК обнаружат информацию, важную для его здоровья или нет. На сегодняшний день базой данных генома жителей Латвии активно пользуются ученые в своих исследованиях. Она задействована в 70 научных разработках.