Вилмар Радивинскис помнит все как сейчас. Как заступил на дежурство, как произошло второе обрушение, как погибли коллеги. Сегодня Радивинскис — начальник 9-й пожарной части. Пять лет назад был командиром взвода. 21 ноября 2013 года он был на второй работе. Ему позвонил начальник части и сообщил, что рухнул торговый центр, и собирают спасателей на усиление. Вилмар, как и многие другие его коллеги, незамедлительно приехал в часть:
«Когда уже пришел отчет, что наши пострадали, наши погибли, тогда никто не задумывался — идти или нет. Думали только, почему это произошло. Единственное, некоторые ребята в части говорили, что за те 300 латов, что мы получаем, вот так идти и что-то делать... Но все понимали, что это их это долг. Все были готовы идти».
Вилмар заступил на службу утром 22 ноября. В шесть утра он уже был в части, где встретил дежурную смену, которая провела в Золитуде всю ночь и только-только приехала с места трагедии:
«Был реальный шок, когда мы увидели этих ребят. Они не понимали происходящего. Ребята только и говорили, что там кошмарно. Мы приехали на место, и когда увидели, в каком состоянии торговый центр, началась внутренняя паника. Но шли и делали свою работу. Когда видишь это по телевизору — это одно, а реально на месте — это же совсем другое... мы шли, делали свою работу, и только потом, дома, на следующий день, я понял, что мне реально повезло. Я был счастлив обнять свою семью.
Туда ехать больше не хотелось... Но если бы сказали, что надо — мы поехали бы. Потому что мы шли на эту работу, зная, что, поступая туда, ты, к сожалению, иногда можешь рисковать жизнью. Это завораживает: идем, делаем, — и только спустя время приходит чувство, что могло быть по-другому, но — повезло, мы приехали домой».
Сутки на месте трагедии пролетели мгновенно. «День прошел быстро, ночь еще быстрее», — вспоминает участник спасательной операции. Отсекали эмоции, разбирали завалы как карточный домик. До этого спасатели лишь в теории знали, как действовать в случаях обрушения. Пять лет назад довелось узнать, как работать на таком происшествии на практике, и получать боевой и горький опыт на месте. Заходила одна группа, через полчаса ее сменяла другая. Внутри одновременно работало около 30 человек:
«К сожалению, мне довелось быть там и поработать. Вот что я чувствую: лучше бы я там не работал, чтобы не было этих воспоминаний».
В тот период очень поддерживала семья. Готовы были помочь психологи. Сами спасатели подставляли плечо друг другу. Они работают в команде и переживают тоже вместе...
Каждый год 21 ноября Вилмар и его коллеги там – на улице Приедайнес. Возлагают цветы, вспоминают. Но жизнь продолжается. Есть семья, есть по-прежнему любимая работа и гордость за своих:
«Я не слышал и не знаю ни одного человека, который после трагедии в Золитуде отказался выполнять свою работу и ушел работать в другое место. Я таких не знаю – все остались.. Все работают. Да, была трагедия. Мы знаем теперь, что может случиться. Но это надо перебороть в себе».