Уже несколько раз Министерство здравоохранения обещало начать оплачивать операции по пересадке печени. Но каждый раз меняло это решение. В результате, пациенты, которые в такой операции нуждались, вынуждены были либо обращаться в благотворительные фонды и собирать деньги на трансплантацию за границей, либо оставались без помощи. И вот с 2018 года, наконец, такие операции будут проводить в Латвии. На эти цели из бюджета выделены полмиллиона евро. Этого хватит, чтобы пересадить печень семи пациентам.
«Конечно, многое зависит от наличия органов. Поскольку, людей, которые нуждаются в этой процедуре больше семи», - отметила министр здравоохранения Анда Чакша.
«Всегда ожидающих больше, чем доноров. Но тех доноров, которых можно использовать, надо использовать и вкладывать все средства, чтобы это происходило», - считает глава отделения трансплантации почек Янис Бицанс.
И тут встает вопрос о донорских органах. В Латвии теоретически можно изымать их без разрешения родственников, если в Управлении по делам гражданства и миграции умерший пациент еще при жизни не оформил запрет. Но в реальности органы изымаются для пересадки только с разрешения. Если человек оформил его еще при жизни — все просто. Если нет — решение принимают ближайшие родственники.
«Очень высок процент отказа родственников. Люди не информированы. Или узнают, что что-то будет в последнюю секунду, когда первая реакция человека на стрессовые ситуации — отрицание. Он скажет «нет» — только чтобы не углубляться в эту ситуацию», - говорит и.о. руководителя Центра трансплантологии Янис Юшинскис.
Чаще всего органы так и не используются – в 70% случаев из-за отказа родственников, а в остальных – из-за осложнений.
Каждый человек может избавить родных от необходимости принимать тяжелое решение. Оформив разрешение или отказ на изъятия своих органов в случае смерти.
На сегодняшний день такое согласие дали 971 латвиец. Но еще больше — 1028 человек оформили отказ от донорства.
Между тем, органы одного умершего могут спасти сразу 4-5 жизней. Одно из опасений, мешающих людям принять гуманное решение — страх, что их органы изымут ради продажи. В нашей стране такое невозможно, уверен хирург Вадим Сухоруков – член
европейской комиссии, которая борется с продажей органов.
«У нас это абсолютно исключено! У нас только один центр и пять человек, которые в Латвии этим занимаются. Настолько это все прозрачно. У нас в Латвии это просто невозможно», - уверен Сухоруков.
В листе ожидания на трансплантацию почки сейчас – 54 человека. А 8 ждут пересадки сердца. Новая печень в год нужна примерно 20 пациентам.