Суд по делу о Золитуде: обвиняемый Сергетс отрицает, что делал чертежи обрушившихся конструкций

Обратите внимание: материал опубликован 5 лет назад

Стройинженер Ивар Сергетс, который проходит обвиняемым по уголовному делу о гибели 54 человек под руинами супермаркета Maxima на ул. Приедайнес пять лет назад, на заседании суда 16 октября зачитал свои краткие письменные свидетельские показания. Он подчеркнул, что детализацию металлоконструкций, не выдержавших нагрузки, не выполнял — и убежден, что его подпись подделана в общей сложности под 45 чертежами, сообщает Latvijas radio.

Обрушение крыши супермаркета Maxima в Золитуде могло быть связано с пожаром во время строительства и другими причинами, допускает Сергетс. В результате пожара ферма крыши могла разогреться до 600 градусов и стать настолько хрупкой, что ее нужно было менять. Пожар на крыше магазина произошел в 2011 году.

Кроме того, обрушение кровли могло бы связано с накопившейся водой, которая привела к перегрузке, либо с запасами материалов, хранившимися на крыше. Сергетс — первый обвиняемый, вызванный для дачи показаний по уголовному делу о золитудской трагедии. Суд планирует принять к рассмотрению письменные свидетельства некоторых из девяти обвиняемых, которые ранее не желали говорить, а на прошлом заседании суда пожелали свидетельствовать.

По предположению Сергетса, манипуляции с подписями были произведены потому, что у предприятия Vikom industry, которое и изготовило злополучные металлоконструкции, не имелось своего сертифицированного стройинженера. Адвокат Сергетса Артур Звейсалниекс и ранее указывал на важную роль Vikom industry в трагедии. Сергетс также сообщил суду, что он выполнял геометрические чертежи – определяющие, как в принципе, в целом должна металлическая ферма вписываться в проект. А детализацию выполняли в самой Vikom industry, утверждает обвиняемый.

Согласно одному из прежних свидетельств Сергетса, в его офисе во время обыска также была найдена печать другого обвиняемого, строительного эксперта Андриса Гулбиса. На суде Сергетс сообщил, что Гулбис мог ее у него забыть – оба сотрудничали в нескольких проектах.  

Как сообщает из зала суда корреспондент Латвийского радио 4 Светлана Гинтер, Сергетс сообщил, что металлоконструкции, предоставленные предприятием Vikom industry — это отдельная часть работы, которую его предприятие никогда не производило. Однако позднее, уже на суде, говорит Сергетс, выяснилось, что его подпись, предположительно поддельная, оказалась под договором на одном из строительных документов. К сожалению, эксперты пока не смогли определить, подпись Сергетса настоящая или поддельная.

Представитель потерпевших в трагедии Золитуде присяжный адвокат Евгения Тверьяновича-Боре сказала ЛР4, что допрос экспертов ситуацию не прояснил, напротив, вызвал дополнительные вопросы.

Эксперты не прояснили ситуацию — присяжный адвокат
00:00 / 00:59
Скачать

«Если будет доказано в ходе следствия, что подделку подписи или каких-то массовых строительных документов совершала какая-то группа лиц — а это достаточно двух людей — по какому-то сговору, тогда, конечно, срок давности уже не будет иметь значения. Во всяком случае, не пять лет! Потому что это преступление более тяжкой степени.

Всё равно какой-то осадок – такого конкретного ответа, как и вывода экспертиз, конкретики какой-то мы не получили всё равно. Но было ведь очевидно, что подписи абсолютно отличаются [от подлинных], и даже невооруженным глазом и неэксперту можно было сказать, что явно их поставило не одно и то же лицо. (...) В конкретном деле будет невозможно доказать вину конкретных лиц, которые не были привлечены в статусе обвиняемых. Скамья подсудимых у нас такая, какая она есть. И как мы видим, сейчас прокуратура каких-то изменений вносить не собирается ».  

Ранее адвокат Сергетса Артур Звейсалниекс сообщил ЛР4 следующее:

Подписи в Vikom Undistry подделывались регулярно — адвокат Сергетса
00:00 / 00:52
Скачать

«Во всем процессе регулярно подделывались подписи со стороны Vikom Industry, это очевидно и понятно. Мне немного непонятна система экспертизы, где все подписи одинаковые, что чисто визуально не соответствует правде. Эти вопросы будут решаться в ходе дальнейшего процесса – вопросы, кто подписывал вместо Сергетса.

Ситуация такая, что на всех документах, в том числе и по рухнувшим металлоконструкциям, имеется подпись инженера Кулешова. Который реально никогда на объекте не был. Предприятие Vikom Industry работало под его сертификатом, хотя реально он на объекте никогда не появлялся. И все его подписи со стороны Vikom Industry были поддельными. Оказалось также, что, по мнению экспертов, поддельны и подписи Берзиньша – того, который якобы производил чертежи конструкций. Это тоже подписи не этого человека».

Как уже сообщал Rus.lsm.lv, уголовное дело об обрушении кровли в супермаркете Maxima на улице Приедайнес ушло в суд Земгальского предместья Риги 9 октября 2015 года, его материалы обобщены в 80 томах. По делу привлечены 144 свидетеля, десятки экспертов. В ходе следствия установлено, что как минимум 30 раз можно было приостановить строительный процесс, так как были констатированы те или иные нарушения, подчеркнули в прокуратуре.

Обрушение кровли в магазине на ул. Приедайнес, 20 произошло вечером 21 ноября 2013 года, когда в торговом зале было много людей. Несколько раз до того срабатывала сигнализация, но посетители не были эвакуированы. Через час после первой сирены обвалилась кровля здания, погребя под собой людей. Погибли 54 человека, десятки получили ранения различной степени тяжести.

Катастрофа вызвала огромный общественный резонанс, так как была вызвана грубыми нарушениями при строительстве. По данным источников LTV, к обрушению кровли магазина привело использование несоответствующих конструкций, менее прочных, чем требовалось по строительным стандартам. Кроме того, администрация магазина неоднократно игнорировала сигналы тревоги, что в тот день сыграло роковую роль.

В рамках уголовного дела заслушали уже всех потерпевших, осталось допросить только нескольких свидетелей. Проверили также все письменные доказательства. Беседы с экспертами должны завершиться в сентябре, поскольку двое из десяти в июне на заседание не явились, что растянуло судебный процесс.

С первого заседания по делу прошло уже полтора года. В первые недели суд обсуждал процессуальные вопросы, потом опрашивал 280 пострадавших и 144 свидетеля. Через год еще требовалось заслушать 80 человек, и процесс существенно замедляло то, что многие просто не приходили в зал суда — и несколько раз полиции не удавалось их привести в принудительном порядке.

К лету дело серьезно продвинулось вперед. Сперва были опасения, что в столь масштабном процессе подсудимые или их представители попытаются дело затянуть. Однако, по словам потерпевших, они не заметили, чтобы другая сторона пыталась осознанно затянуть процесс. Только два раза один из девяти подсудимых не явился, в результате чего заседания отменяли.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное