Екатерина с мужем и двумя детьми приехала из РФ. Она говорит, что начала выступать против местной власти еще до войны в Украине. Участвовала и помогала организовывать акции протеста.
«Когда наступила война мы выступали против, агитировали людей не ходить в военкоматы, искали юристов. (…) В один момент,
когда к нам домой пришли сотрудники ФСБ и начали угрожать старшему ребёнку сексуальным насилием, мы собрали вещи и уехали»,
— вспоминает Екатерина.
Границу с Латвией она пересекла официально, еще в августе. И до сих пор дожидается статуса беженца в центре содержания соискателей убежища в «Муцениеки». Несколько месяцев назад женщина обнаружила в своей комнате плесень. На стене за детской кроватью, вдоль оконной рамы в ванной.
«Сразу не заметила. А потом увидела на потолке огромные черные разводы.
Подошла к администрации, попросила средство от плесени. Мне выдали средство для чистки унитаза и перчатки»,
— рассказывает Екатерина.
Факт наличия плесени, кстати, установила и Инспекция здравоохранения. Между тем на аудиозаписи, которая есть в нашем распоряжении, человек, чей голос похож на голос начальника центра «Муцениеки» Науриса Берзиньша на просьбу предоставить нормальные санитарные условия — отвечает просто — я вам ничего не должен. По словам Екатерины, лишь после заключения врача о том, что грудной ребёнок не должен жить в таких условиях, буквально вчера семье выделили другую комнату.
В управлении по делам гражданства и миграции, в ведении которого находится центр «Муцениек»и, сказали, что тоже ждут эксперта.
«Мы не уверены в том плесень это или нет. Мы не эксперты. Поэтому мы попросили Госагентво обеспечения прислать эксперта, который скажет — может ли образоваться плесень. Главное, понять в чём дело, может проблема с вентиляцией?» — пояснила глава управления по делам гражданства и миграции (УДГМ) Майра Розе.
Екатерина — не единственный постоялец «Муцениеки», у которого возник конфликт с руководителем центра Наурисом Берзиньшем. Как минимум ещё два постояльца, причём, не только из РФ, но и Украины, пожаловались нам на директора. Есть и другие.
Когда в СМИ стали просачиваться отголоски этих конфликтов, директор центра лишил жалующихся продовольственных пакетов. Их выделял Евросоюз. Озвученная причина — плохое поведение.
Ежедневное латвийское пособие для соискателя убежища сейчас составляет 3 евро в день.
А 28 декабря прошлого года руководство центра вызвало полицию.
«Огромная толпа сотрудников с собаками врываются в комнаты, начинают их осматривать, ничего не говорят. Директор комментирует это тем, что они ничего не обязаны и у нас тут никаких прав нет. У старшего ребёнка начались проблемы со сном», — говорит Екатерина.
В УДГМ говорят, что такие проверки проходят регулярно, когда центр наполняется, сейчас там примерно 150 постояльцев.
«В прошлом году мы провели только одну такую проверку. 28 декабря. Проверка была инициирована со стороны руководства центра, указывая на риски — нарушения правил порядка и возможные правонарушения.
В ходе проверки было составлено 8 административных протоколов. Три за то, что у лиц, возможно были наркотики»,
— говорит начальник Саласпилсского участка госполиции Каспар Рексцс.
Екатерина уверяет, что ее семья к этой истории не имеет отношения, и на них нет никаких протоколов.
В полиции сейчас проходит проверка действий сотрудников в тот самый день 28 декабря. Когда будут её результаты — пока не ясно.
Rus.LSM официально запросил интервью с директором центра Наурисом Берзиньшем. Но получил официальный отказ. По словам главы УДГМ Майры Розе, решение давать комментарии вместо Берзиньша приняла она.
По ее словам, конфликт мог начаться из-за того, что сами постояльцы не соблюдают правила.
«До этого конфликта я не слышала, что у кого-либо из сотрудников были проблемы с руководителем центра и сотрудниками. Не нужно ли здесь смотреть и в другом направлении? (…) Соискатели убежища постоянно нарушают, и в присутствии наших сотрудников просто рвут правила поведения, нецензурная лексика постоянно используется. Я думаю, нужно очень критически посмотреть на то, почему появилась такая ситуация. (…) Наш центр работает уже 25 лет, и никто еще так не выбрасывал матрасы из комнат, если что-то не получал», — говорит Майра Розе.
Выбросила ли матрас мать грудного ребёнка, госпожа Розе не уточнила и вообще не сказала, кто конкретно из постояльцев нарушает правила. Работа же Науриса Берзиньша её полностью устраивает.
По техническим причинам видео будет добавлено позднее. Rus.LSM.lv приносит свои извинения.