Слуга народа

Tautas kalps. Konstantīns Čekušins

Tautas kalps. Antoņina Ņenaševa

«Слуга народа»: как депутат Ненашева была информатором соцслужбы

Обратите внимание: материал опубликован 3 года назад

Отвечать на звонки, принимать заявления, объяснять и рассказывать. Депутат Антонина Ненашева провела один день в роли информатора Рижской социальной службы. Такой жребий ей выпал в рамках проекта «Слуга народа» Русского вещания LTV7.

ПРОЕКТ

Учителя и дворники, полицейские, врачи, контролеры, обслуживающий персонал — Рижская дума дает работу тысячам рижан. Благосостояние этих рижан зависит от 60 депутатов. Русское вещание LTV7 предоставило депутатам возможность на один день стать собственными «подчиненными» и поработать в детском саду, полицейским, контролером в общественном транспорте и даже пособирать урожай в парниках. Семь депутатов — и семь должностей в муниципальных предприятиях, учреждениях и структурах. Депутаты вызвались добровольно, должности определил жребий. Журналисты и камеры Русского вещания были рядом.

Все сюжеты серии можно посмотреть здесь

Изначально предполагалось, что депутат Ненашева до обеда поработает на раздаче горячей пищи для малоимущих в центре Диаконии, а вторую половину дня будет раздавать рижанам пачки с продуктами от Евросоюза. Но после заявления, которое премьер-министр сделал 29 ноября, планы пришлось изменить: политик отвечала на звонки в соцслужбе.

Информатор — это официальная должность в социальной службе: это человек, который передает клиентам информацию. Оружие информатора — телефонная трубка. Специалист Она Косарева вот уже 11 лет отвечает на вопросы нуждающихся в помощи рижан. В Риге в общей сложности 15 таких специалистов.

Бесплатный номер 8000 50 55 — главный канал рижан с социальной службой

Информатор должен не только отвечать на звонки, но и принимать заявления от жителей. Правда, в связи с пандемией передать в руки бумаги больше нельзя — только в ящик у дверей.

Рабочий день информатора сегодня — это сплошная череда звонков. Даже вводить в курс дела практиканта из Рижской думы Антонину Ненашеву будет руководитель социальной службы Гуна Эглите. Информатор работает.

— Какие самые популярные вопросы и просьбы? — интересуется депутат
— Вопросы, которые жители задают информатору — самые разные. О возможностях получения социальной помощи, очень часто, когда происходят какие-то акции, звонят, чтобы прояснить ситуацию. К примеру, сейчас акция раздачи масок малообеспеченным и нуждающимся лицам. Спрашивают, когда можно получить, где, как часто? Вопросы и о местах раздачи тёплой еды — где поесть. Часто люди звонят, когда получают письма от нашей службы. Письма на латышском языке, а информатор зачастую переводит, что написано в нашем решении. Вопросов много, и они разные, — пояснила Эглите.

Время перейти к работе:

— А как вы обычно начинаете разговор? Вам звонят и у вас есть какой-то стандартный вопрос? — спрашивает Ненашева.
— Они мне задают вопросы, — отвечает Косарева.

Рабочий день начинается без долгих прелюдий. Только Антонина Ненашева села за телефон — почти сразу звонок.

— Социальная служба, слушаю... Какие бумаги вы хотите подать?

Ненашева обращается за помощью к опытным коллегам.

— После долгого перерыва хочет получить пособие для дров, если я правильно поняла.
— Можно писать заявление и оставить в ящике в своём центре — говорит Косарева.
— В своём ближайшем центре
— Да, судя по телефону, это улица Айвиекстес
— А как это заявление выглядит?
— Бланки заявлений есть в центре
— Специально для дров?
— Да, но можно писать и в свободной форме

Депутат возвращается к собеседнику:

— Ситуация такая — вам нужно написать заявление и подать его в своё ближайшее отделение. Можно в свободной форме, можно и в центре получить бланк. Заявление можно оставить в центре, в каждом есть специальные ящики... У этих ящиков есть обычно и бланки в распечатанном виде. Но вы можете и в свободной форме... Вам нужно отправляться на улицу Айвиекстес, 14. Все заявления удалённо.

И вновь требуется консультация коллеги:

— А как долго?
— В течение месяца, но стараются по возможности быстрее, — поясняет Косарева. — Обязательно пусть телефон укажет.

Положив трубку, Ненашева комментирует первый разговор: «Волнительно». Но телефон тут же звонит вновь. Молодая мама хочет узнать, дошло ли до самоуправления её заявление на пособие. После, когда есть время, депутат все же делится первыми впечатлениями:

«Очень волнительно звонки принимать. Потому что ты сам волнуешься, сможешь ли ты помочь — и на том конце провода тоже человек волнуется, мне кажется, когда звонит в социальную службу, потому что он ищет помощи, и ещё не уверен, помогут или нет»

Очередной случай звонок. Ситуация оказывается совсем нелёгкой. Женщина с двумя детьми оказалась без средств к существованию. Проблем в том, что задекларирована она в Лиепае, но живет в столице — и оба ребенка учатся в рижских школах.

«Она сейчас в отчаянии, потому что не может работать, поскольку оба ребёнка учатся из дома. Она не работает уже год, до Covid-19 она была безработной, начала искать работу, а сейчас опять не может», — поясняет Ненашева.

— Наверное пришло время ей оформить какой-то статус малообеспеченного, — предполагает она.
— Но это всё в Лиепае, — отмечает Косарева.
— В Лиепае её уже попытались отфутболить: «Звоните в Ригу, потому что ваши дети учатся в Риге». Она начала разговор со мной с вопроса о детских пособиях. Я так понимаю, что ей надо в целом оформить какой-то статус и идти дальше. Но это только по задекларированному месту жительства. Детские пособия социальная служба не выплачивает, это делает государство. А какая-то помощь от школы?... Нам надо в целом понять, что ей сказать. Скорее всего она может оформить себе статус малообеспеченного лица.
— Но только в Лиепае. Может быть, она может писать и заявление о кризисной ситуации. Не знаю, как в Лиепае, но в Риге есть такая поддержка.
— Но если реально, то вся поддержка возможно только через лиепайскую социальную службу.
— Да, Рига, к сожалению, никак.

Ненашева перезванивает клиентке:

«Юлиана, знаете, ситуация такая...»

Система социальной поддержки в Латвии многоуровневая. Часть пособий, к примеру, по безработице или детское пособие, выплачиваются из государственного бюджета. Наиболее значимая поддержка оказывается через самоуправления. И тут кому и где повезёт жить: есть в стране богатые муниципалитеты, а есть и бедные. Одни могу выделять деньги на самые разные виды помощи и поддержки, другие — только на минимальные. Но совершенно точно помощь оказывает то самоуправление, в котором человек задекларирован. А поскольку жители не всегда указывают свое реальное место жительства, случаются и такие непростые ситуации.

Пока депутат Антонина Ненашева работает с клиентами Рижской социальной службы, журналисты берут интервью у директора ведомства — говорят о социальных работниках. Ситуация плачевная.

«У нас регулярно, уже многие годы дефицит людей — постоянно 35 вакансий социального работника. Если так можно сказать, то на рынке свободных социальных работников очень мало. И если принимать во внимание систему оплаты труда, то мы не конкурентноспособное в этом плане предприятие», — сетует Эглите.

При том, что работать в профессии могут только люди с высшем образованием, зарплаты следующие, добавляет она:

«Самое большое, что есть — это 850 евро. От 800 до 850 евро на бумаге. В середине прошлого года было небольшое повышение зарплат. Это было 50 евро. Но прогнозы нам неизвестны. И, наверное, прогнозировать никто не возьмётся — чтобы сказать, какой может быть надбавка. Но, к примеру, в околорижских регионах у социальных работников зарплаты брутто 1100-1200. Я могу сказать, что из тех, кто работает в околорижских самоуправлениях, большая часть пришла из Рижской социальной службы»

Смена Антонины Ненашевой подходит к концу. Депутат помогла оформить несколько пособий на дрова, подсказала, как подать заявление на пособие по рождению ребёнка, проверила, пришла ли заявка о получении пособия на похороны, попыталась разобраться с проблемой задекларированной в Лиепае женщины. Последний случай депутат отметила особо:

«Это, наверное, самое эмоционально сложное, поэтому, если честно, записала её номер себе… дала советы, так как мы ничего не можем сделать. Я, например, знаю, что Рига может сделать — и у Риги есть большой спектр того, что могут сделать, а маленькие города, как правило, намного меньше помогают»

Вопросы к депутату есть и у самого информатора Рижской социальной службы: по поводу зарплаты — она составляет 703 евро:

— Сами видели какая работа ответственная, — говорит Косарева.

«Если мы не доплачиваем людям, которые стоят на передовой, чтобы помочь остальным, то, соответственно, страдают и те остальные, которым нужна помощь. В этом плане мне очень повезло, что в этой передаче выпала социальная [служба]. Ставим в бюджете, что социальная служба… Над этим особенно бьёмся», — говорит Ненашева.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное