С января Госполиция начала 11 уголовных процессов о сталкинге

Обратите внимание: материал опубликован 5 лет назад

С этого года Латвия вошла в число европейских стран, где за преследование грозит уголовная ответственность: краткосрочное лишение свободы или принудительные работы и денежный штраф. С начала года Госполиция начала уже 11 подобных уголовных процессов, сообщает Latvijas Radio.

В Латвии раньше за сталкинг не наказывали, однако это не значит, что полиция не получала подобных заявлений.

«Если какой-то человек за жертвами следит, наблюдает, угрожает или общается, если указано, что коммуникация нежелательна. Однако надо сказать, что раньше людей от преследования закон не защищал», — указала представитель полиции Гита Гжибовска.

Сперва шли дискуссии, не хватит ли в Уголовном законе пункта, предусматривающего ответственность за угрозы нанести тяжкие телесные повреждения или убить. Однако сделали вывод, что эта норма не освещает все аспекты. Существовала возможность за преследование привлечь к административной ответственности, однако в конце концов специалисты решились перевести подобные нарушения в разряд уголовных.

Гжибовска добавила, что обычно жертва знает преследователя. «Часто это мужчина, который хочет отношений с женщиной, однако вторая сторона этого не желает. И нередко между сталкером и жертвой в прошлом существовали партнерские отношения».

Действия, которые подпадают под определение преследования, должны быть многократными, пояснила представитель Минюста Индра Гратковска.

«Во-первых, надо констатировать, что это происходит многократно, долго, есть какой-то систематизм. Что это не один раз, просто проходя мимо».

Полиция указала: у жертвы должна быть объективная причина опасаться, что преследователь может нанести вред ей или ее семье.

«Например, известно, что преследователь раньше совершал насилие, что он раньше наказывался на связанные с насилием преступления. И если у преследователя есть объективные мотивы угрожать упомянутому лицу, например, месть, ревность или алчность», — пояснила Гжибовска.

С 1 января Госполиция возбудила по поводу подобных нарушений 11 уголовных процессов. По словам Гжибовски, одно уже передано в прокуратуру.

Как указала Гратковска, вопрос о криминализации сталкинга вышел на передний план в свете Стамбульской конвенции.

Как ранее сообщал Rus.lsm.lv, планировалось рассмотреть в правительстве и передать в Сейм законопроект о ратификации Латвией Стамбульской конвенции (к которой государство присоединилось еще в 2016 году – не без бурных дебатов). Единственная политическая сила в правящей коалиции, которая сейчас однозначно поддерживает конвенцию – партия «Единство». Но голосов только ее депутатов в парламенте для ратификации будет недостаточно. Союз «зеленых» и крестьян после визита главы Римско-католической церкви Латвии, архиепископа Збигнева Станкевича во фракцию Сейма объявил, что не одобрит законопроект. Нацблок же не поддерживал ее изначально. 

В правительстве вопрос о ратификации продолжат обсуждать, заявил в понедельник 29 января премьер-министр Марис Кучинскис (СЗК), но конкретные сроки принятия решения пока не известны. Кучинскис даже не уверен, что это удастся решить до выборов в Сейм (а они назначены на осень с.г.). В предыдущих дебатах он заявлял, что к конвенции нужно приложить декларацию, позволяющую в Латвии вводить условия этого документа в соответствии с Конституцией.

Конвенция детально описывает различные подвиды насилия, обязывая присоединившиеся к ней страны предусмотреть для определенных видов насилия наказание в своем уголовном праве. В конвенции также много говорится о профилактике и просвещении, направленном на искоренение существующих в обществе стереотипов, и подчеркивается, что насилие в семье недопустимо. Документом оговаривается и создание ряда социальных услуг, таких как кризисные центры и бесплатный телефон доверия для жертв насилия.

Как уже писал Rus.lsm.lv, юристы, нанятые Минюстом и проанализировавшие Стамбульскую конвенцию о пресечении насилия над женщинами и семейного насилия, в 2016 году рекомендовали Латвии ее не подписывать. Юридический анализ был проведен фирмой юристов Инги Качевски и подписан Байбой Рудевской в Страсбурге.

Выполненное бюро Качевской и одобренное Рудевской юридическое заключение о Стамбульской конвенции вызвало недоумение и негативные отзывы как у общественности, так и в профессиональной среде, у юристов. Глава Минблага Рейрс прямо назвал выполнение исследования по заказу Минюста пустой тратой времени и денег налогоплательщиков.

Комиссар по правам человека Совета Европы Нилс Муйжниекс, со своей стороны, призвал Латвию ратифицировать конвенцию как можно скорее.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное