«Это ангелок, который для всех, кто ухаживает за кладбищем, очень близок. Он приветствует нас на входе и всем улыбается. Дней 10 назад он был повален. Никто, конечно, не сможет доказать, кто виноват. Но это совпало с покосом травы в этом месте», — заявила член общества «Друзья Большого кладбища» Андрис Горбиньш.
Он вместе с другими активистами ухаживает за могилами. О выдающихся рижанах, которые здесь похоронены, может рассказывать часами. Говорит, потому вдвойне обидно еженедельно фиксировать какие-то потери.
«Техника, которая весит тонны, едет по кладбищу, по могилам и наносит урон всему наследию. Как чувствует себя человек, который привел могилу в порядок — а половину посаженных им цветов скосили вместе с травой? Такое у нас было на прошлой неделе»,
— добавил он.
В понедельник Андрис обнаружил, что тяжелая техника, пока пилили деревья, ездила прямо по могилам.
«В 80 см от выдающегося семейства Вермане по могильной плите проехала тяжелая техника», — заявил он.
Чтобы убедиться в том, что инструкции нарушаются, на место приехал и представитель Инспекции по защите памятников культуры.
«Снос деревьев согласован. Но проблема в том, что мы довольно долго говорим, что тут должна использоваться техника, которая используется на Братском кладбище: в таких объектах — специальная техника, а не как в лесу», — указал специалист инспекции Янис Асарис.
В ближайшее время инспекция намерена вновь провести беседу с руководством Rīgas meži.
«Мы уже не в первый раз будем встречаться с Rīgas meži», — добавил специалист.
Впрочем, на предприятии отрицают, что что-то нарушили.
«Мы поговорили со своими работниками. Они считают, что ничего там не испорчено. Техника отвечает требованиям. Мы считаем, что наоборот — частное лицо нарушило порядок, самовольно раскопав чужое имущество.
Если Госполиция сочтет, что это нормально — что кто-то ночью что-то копает — мы примем это как норму.
Если полиция решит, что так делать нельзя, мы будем рады», — указал Эдгар Вайкулис, член правления предприятия.
Дело в том, что в понедельник поздно вечером Андрис раскопал одну могильную плиту: чтобы доказать, что под небольшим слоем земли, положенным в советское время, когда из кладбища делали парк, находятся захоронения. А значит, ходить или ездить по ним нельзя. Теперь по этому поводу ему придется объясняться с полицией, куда Rīgas meži и обратилось с заявлением.
Большое кладбище не впервые становится вызывающей споры территорией. Как уже сообщал Rus.lsm.lv, планируется, что трамвай муниципального перевозчика Rīgas satiksme соединит окрестности улицы Сканстес с Рижским центральным вокзалом. По плану маршрут должен пролегать по улице Спорта, далее по Сканстес, по улицам Сенчу, Пернавас и по Кр. Барона — до самого центра.
Беспокойство вызвал участок на ул. Сенчу, разделяющей кладбища — православное Покровское и закрытое еще в 1969 году лютеранское Большое (оно же Friedhof). Более 300 общественных активистов объединились в группу «Друзья Большого кладбища», в составе которой Rus.lsm.lv обнаружил довольно много политиков из партий, в Рижской думе находившихся в оппозиции.
Латвийская Евангелически-лютеранская церковь уже дала согласие на то, чтобы Рижская дума взяла на себя обязанности по уходу за территорией Большого кладбища. И готова в случае согласия правительства пойти на имущественную сделку с самоуправлением. Это позволит Рижскому самоуправлению беспрепятственно проложить новую трамвайную линию в район улицы Сканстес.