«Я считаю, что мы были готовы и к первой волне коронавируса и очень хорошо показали, что можем быстро реагировать в трудных ситуациях. Но сейчас степень готовности еще выше, потому что мы все лето анализировали возможные риски, составили обширный план действий, что делать, если какой-то из рисков реализуется», — сказала Лиене Ципуле в эфире ЛР-4.
Она признала, что еще очень многое предстоит сделать, на некоторые мероприятия нужно финансирование и капитальные расходы (например, в Даугавпилсе для колл-центра «скорой» построят корпус, чтобы отделить это подразделение от бригад), и нельзя исключать еще вероятности того, что при особенно быстром распространении Covid-19 может возникнуть нехватка средств индивидуальной защиты. Но пока на месяц — полтора у «скорой» всего хватает и, главное, есть понимание, что делать для минимизации рисков.
По словам Л. Ципуле, если имеется хоть малейшее подозрение, что у вызвавшего «неотложку» пациента может быть коронавирус, работники бригады используют респираторы, а если есть информация, что пациент — «ковидный», используется полный комплект индивидуальной защиты.
И, хотя известно об одном сравнительно недавно заболевшем коронавирусом сотруднике «скорой», по мнению главы службы, риски заразиться на работе на самом деле низки.
«В этом есть парадокс: мы вроде бы встречаемся с пациентами с Covid-19, но если мы используем средства индивидуальной защиты, риск заболевания мал. Однако вне работы мы находимся в том же обществе, что и все остальные — и может быть так, что кто-то без маски чихнет на моего сотрудника и будет виновен в том, что тот заболеет коронавирусом. Поэтому я призываю всех носить маски в общественным транспорте и вообще в тех местах, где нельзя соблюдать дистанцию в два метра»,
— сказала Лиене Ципуле.
Ранее она указала на недостаточно серьезное отношение латвийцев к профилактике и лечению коронавируса. Население недооценивает риски:
«Фатализм — один из выборов пациента в отношении к своему диагнозу или лечению. В отличие от повышенного давления, рака или изученных гриппозных инфекций, фатализм в отношении неизученного Covid-19 недопустим. Никто не знает полного сценария, поэтому риски гораздо выше», — написала начальник СНМП в твиттере, назвав такое поведение латвийцев «ярким феноменом».
Fatālisms ir viena no pacientu izvēlēm attieksmē pret savu diagnozi vai ārstēšanu. Atšķirībā no paaugstināta asinsspiediena,vēža vai izpētītās infekcijas gripas,fatālisms attiecībā uz neizpētīto COVID-19 nav pieļaujams.Neviens nezina pilno scenāriju,tāpēc riski ir daudz augstāki.
— Liene Cipule (@LieneCipule) October 3, 2020
Ципуле указала, что спровоцированная коронавирусной инфекцией пневмония протекает у пациентов по-другому — быстрее и обширнее разрастается соединительная ткань, что чревато тяжелыми последствиями, лечение осложнено, потому что нет специфических медикаментов против этой конкретной инфекции.
«Весной никто, кого подключали к аппаратуре искусственной вентиляции легких, не выжил...» — сказала она.
COVID-19 izraisītai pneimonijai ir atšķirīga norise no citu vīrusu izraisītām - ātrāk un plašāk veidojas saistaudi, kas atstāj paliekošas sekas, ārstēšana ir sarežģīta, jo nav specifisku medikamentu. Pavasarī Latvijā neviens, kuru pieslēdza elpināšanas iekārtai, neizdzīvoja...
— Liene Cipule (@LieneCipule) October 3, 2020
Rus.lsm.lv уже сообщал, что правительство приняло решение, что маски с 7 октября на месяц станут обязательными в общественном транспорте. В Риге муниципальная комиссия по гражданской обороне постановила, что пассажиров без масок, выявленных во время рейдов, будут попросту высаживать.
Латвийскому обществу нужно научиться научиться по возможности нормально жить в условиях Covid-19, сказал премьер-министр Кришьянис Кариньш («Новое Единство») в интервью Latvijas Radio. По его словам, для удержания экономической активности в стране крайне важно избежать повторного введения режима чрезвычайной ситуации. В случае ухудшения ситуации обязательное ношение масок может быть расширено, признал глава правительства.