Редкий латвийский абьюзер хочет на реабилитацию – специалисты

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

Лица, совершившие акты семейного насилия и выдворенные по охранному ордеру из жилища семьи, неохотно используют оплаченные государством услуги социальной реабилитации, сообщает Latvijas radio. За два года такой возможностью воспользовалось очень мало домашних агрессоров.

Уже несколько лет в Латвии действуют охранные ордера – полиция предписывает насильнику, издевавшемуся над близкими, покинуть семейное жилище и некоторое время не приближаться к нему. За прошлый год ордеров выданы сотни. Но одно это не помогает заметно сократить масштабы насилия – во избежание рецидивов необходимо заниматься и самими абьюзерами, чтобы они меняли собственное поведение сами. С 2015 года работает госпрограмма реабилитации и жертв семейного насилия, и самих насильников, но среди вторых редкий признает свою вину и посещает консультации. В связи с чем предлагается внести поправки в законодательство, с тем чтобы сделать курс реабилитации принудительным для всех таких лиц, против которых ведется уголовный процесс.  

Представитель Госполиции Кристине Лаце-Штродах рассказала, что в работе с самими абьюзерами маленькими шажками дело продвигается вперед. И такая работа необходима, потому что только выставить вон «кухонного боксера» недостаточно: он будет лишь копить в себе злобу, и это проблему не решит.   

Полиция предлагает склонным к насильственному решению семейных конфликтов лицам пройти курс реабилитации, но сами курсы организуют самоуправления – либо обучая своих соцработников, либо оплачивая аутсорсинговые услуги. Рижская соцслужба пошла по второму пути – присланных ею абьюзеров «перевоспитывает» учебный центр MKB. И за весь прошлый год услугой воспользовалось только 29 человек. Десять даже прошли полный курс реабилитации...

Как рассказала представитель соцслужбы Марина Филиппова, группу коррекции поведения ведут обычно два сертифицированных специалиста. Но если подопечный на занятие не приходит – поставщику услуги деньги не перечислят. Для предприятия это прямые убытки, но ведь тут речь о средствах налогоплательщиков, пояснила Филиппова. Конечно, такое положение дел самоуправлениям финансово выгодно: курсы стоят дорого, но в действительности нагрузка психологов и других специалистов недостаточна.   

То, что группы психотерапии для семейных насильников  трудно укомплектовать, признают и в кризисном центре Skalbes. Просто-напросто агрессоры не имеют никакой мотивации, чтобы признать свою вину и менять свое поведение. Однако, по словам руководителя Skalbes Зане Авотини и психолога Санты Озолини, реабилитация – неотъемлемое условие их возвращения к нормальной повседневной жизни в обществе. И ее следует сделать обязательным требованием. Этого можно было бы добиться решением суда – потому что, как и во многих других странах, жители Латвии становятся насильниками не просто «от хорошей жизни».  

Хотя активность участия абьюзеров в процессе реабилитации год от года растет, до сих пор профессиональную помощь получают лишь менее половины тех, кто избивал своих близких. Сейчас готовятся такие изменения в законодательстве, которые сделают реабилитацию принудительной хотя бы для тех, на кого по факту семейного насилия уже заведены уголовные дела. Беда лишь в том, признала советница Союза самоуправлений Латвии по социальным вопросам Илзе Рудзите, что лишь небольшой процент подобных правонарушений заканчивается уголовными процессами.  

В 2015 году реабилитацию прошли 40 мужчин и 59 женщин, в 2016-м - 141 мужчина и 163 женщины. «Женщины больше мотивированы, очевидно», - говорит Рудзите.  

Примерами хорошей практики в этой сфере она считает Резекне, где самоуправление обучило собственных социальных работников, и Тукумс.  

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное