Рада, когда удается совершить открытие — молодой ученый

Обратите внимание: материал опубликован 1 год назад

Молодой ученый Инга Пуджа получила от Латвийской академии наук награду в физике, а на работе ее называют одной из наиболее ярких молодых ученых и примером для других, как можно строить карьеру в Латвии. В повседневной работе она занимается структурными исследованиями на уровне атомов, создавая новые маркеры, которые могут указывать, например, хранились ли при правильной температуре продукты питания или вакцины при их транспортировке или на прилавках.

Инга Пуджа работает в Лаборатории спектроскопии Института физики твердого тела Латвийского университета, где занимается структуральными исследованиями на уровне атомов.

«Интерес к науке у меня был уже с детства. Моя мама преподавала в Даугавпилсском университете. Она преподавала природоведение для дошкольных педагогов. Соответственно, дома было много интересных книг с различными экспериментами на понятном детям языке. Мне очень нравилось листать эти книги, и я знала, что хочу связать карьеру с точными науками», - рассказывает Инга Пуджа.

Молодая ученая получила награду по физике за работу «Влияние локальной структуры на молибдат меди и на термохромные свойства его твердых растворов».

«Моя докторская работа была об исследованиях локальной структуры в материалах, которые изменяют цвет под воздействиям температуры, когда их плавят при высокой температуре или остужают при очень низкой температуре, например, в -70 градусов по Цельсию. Оказалось, что изменения цвета материалов тесно связано с тем, как меняется атомарное расположение», - пояснила она.

Чтобы понять связь между структурой и сменой цвета, используются точные экспериментальные методы, в том числе рентгеновское излучение. В частности, такие эксперименты проходят в синхротронах – ускорителях частиц в научных центрах Европы.

Инга Пуджа пояснила: так ученые получают фундаментальное понимание наблюдаемых эффектов. Понимая, что происходит у них на глазах, ученые могут модифицировать процесс или применить его на практике, например, создавая новые маркеры, которые указывают, хранились ли медикаменты или продукты питания правильно при транспортировке или на прилавках.

«Это, на самом деле, очень дешевый, эффективный и примитивный материал, который дает мгновенный ответ – хранился ли продукт в правильных условиях», - пояснила Инга Пуджа.

Несмотря на то, что ей приходится проводить за компьютером довольно много времени, Инга любит исследовательскую деятельность в институте.

Ведущий научный сотрудник Лаборатории органических материалов Института физики твердого тела Каспарс Пуджс говорит об Инге: «Она очень старательная молодая ученая, способная своим трудом добиваться высоких целей».

«Сейчас она одна из наиболее ярких ученых, - говорит руководитель Лаборатории Спектроскопии Алексей Кузминс, - Очень хороший пример для молодых ученых и для Латвии в целом, что можно строить карьеру на месте и достигнуть значительных результатов в международных масштабах, работая в Латвии».

Инге Пудже же в работе больше всего нравятся моменты открытий – когда ей удается увидеть нечто такое, что до того не видел ни один человек на земле.