Путешествие в узкоколейную Литву за экстримом и покоем

Обратите внимание: материал опубликован 4 года назад

Признаюсь: о существовании литовского городка Anykščiai, всего-то в трех часах езды от Риги, я до недавнего времени не подозревала. Возможно, потому, что Аникщяй — не объект массового туристического паломничества, и не курорт на море.

КОНТЕКСТ

Аникщяй впервые был упоминут в хронике 1440 года в качестве поместья великого князя Казимираса. Однако археологические раскопки свидетельствуют, что люди в его окрестностях селились со времен неолита (с 10 века до нашей эры).
Поселение возникло у слияния рек Швянтойи и Аникшта недалеко от резиденции короля Литвы. Аникшта и дала название городу. По легенде, эту речку, вытекающую из озера Рубикяй, предки современных литовцев сравнивали с большим пальцем (по литовски палец — никштис), а о самом озере говорили: «как ладонь».

Достопримечательности

  • Костел святого евангелиста Матаса в стиле неоготики — самый высокий в Литве (высота его башен 79 м). В одной из башен оборудована смотровая площадка, с которой открываются лучшие виды на старый город.
  • Музей лошади, где собраны старинные повозки и где катают на лошадях. И Клеть Антанаса Баранаускаса, литовского поэта и епископа, создателя поэмы «Аникщяйский бор».
  • Инкубатор искусств, где продают дизайнерские украшения и сувениры. Здесь же вам предложат испытать острые ощущения от виртуальной реальности и отправиться в космическое путешествие в комнате зеркал «Cosmos Млечный путь».
  • Дом вверх ногами. В этом покосившемся домишке все перевернуто вверх дном, мебель «свисает» с потолка, но зато какие кадры можно сделать!
  • Долина приключений Дайнума. В парке обустроены 6 трасс разного уровня сложности типа «тарзанки» в парке Дзинтари в нашей Юрмале.
  • Сафари-парк. На территории 50 га свободно пасутся симпатичные бычки, похожие на бизонов, ламы и олени, обитают здесь и черные африканские страусы. За живностью вы наблюдаете из джипов. Страусы общительные: заглядывают в окна и выпрашивают еду.

Однако в Аникщяе мы — группа журналистов и блогеров из Риги и Даугавпилса — провели два очень насыщенных выходных дня, попробовав по максимуму всего, что предлагает город.

Нашим гидом стала симпатичная блондинка Кристина с русскими корнями, глава местной администрации по туризму. Несмотря на молодость, Кристина отлично владеет русским, говорит с мягким, приятным акцентом. Кстати, по-русски в Аникщяе общаются повсеместно и охотно — и в музеях, и в гостиницах, и в кафе.

Аникщяй — родной город Кристины, перспективы переехать в столицу ее пока не прельщают. По ее словам, жизнь в городе довольно насыщенная: в местном культурном центре часто проходят гастроли ведущих литовских артистов и музыкантов, зимой туристы катаются на горных лыжах на горе Калита, а летом сюда едут за экстримом и на хард-рок фестиваль. Большинство туристов — литовцы и жители Латвии, заезжают также эстонцы и скандинавы.

И все бы хорошо, но есть одна проблема:

Аникщяй входит в курортную зону, но пока не имеет официального статуса курорта.

Чтобы его получить и развивать туризм более интенсивно, нужно построить объездную дорогу для фур, но (знакомо, правда?) государство денег на это не дает.

Медитация и адреналин

В Аникщяе, раскинувшемся на берегах реки Швянтойи (Святой), время течет неспешно, располагая к созерцанию. Гуляя по холмам, утопающим в летней зелени, легко забыть, что находишься в городе.

Наша гостиница расположена на берегу реки. Просыпаешься от крика петуха, слушаешь, как кукует кукушка — и чувствуешь себя в сельской глуши, хотя город вот он, за первым поворотом.

Однако сонным Аникщяй никак не назовешь: адреналин здесь ценят. Разные экстремальные удовольствия нам предложили испытать на себе: полетать на зиплайне над рекой Швянтойи (трасса более 300 м), ощутить кайф свободного падения с высоты 13 м на качелях Big Swing, покататься на картингах и на летних санках.

На картингах (самых мощных в Литве, с двигателем в 13 «лошадей») и на летних санках (что-то вроде американских горок) прокатились все. На зиплайн и качельки решились лишь избранные, в основном молодежь.

Чего не сделаешь ради эффектных кадров в Instagram?

Но, когда дошло до дела, визг стоял такой, что в ушах звенело — хотя все закончилось хорошо. А нам, струхнувшим, оставалось лишь сетовать на возраст и на отсутствие памперсов.

Зато прогуляться по 300-метровой Тропе на кронах деревьев, которая вьется через Аникщяйский бор на высоте 21 метр, по силам оказалось всем нам. Как не пройти — ведь эта тропа — первая такая в Восточной Европе. Идешь, релаксируешь, вдыхая лесной воздух, заодно и знакомишься с разнообразием литовских деревьев на 13 остановках, а под конец забираешься на смотровую башню высотой 34 метра, с которой открывается панорама на реку Швянтойи и на лес.

Недалеко от тропы наше внимание привлекает огромный валун. «Это древний камень Пунтукас весом 265 тонн, реликт ледникового периода, занесенный к нам из Финляндии 15 тысяч лет назад», — рассказывает Кристина. По одной из легенд, камень был языческим капищем: на нем сожгли литовского воина Пунтукаса. В 1943-м, во время Второй мировой войны, литовский скульптор Бронюс Пундзюс высек на камне барельефы двух литовских героев-летчиков, погибших десятью годами ранее: перелетев через Атлантику, они разбились в тогдашней Германии. 

Музей узкоколейки

Самый любопытный пункт нашей программы — Музей узкоколейной железной дороги. Аникщяй — единственный  город в Литве, где поезда ходят по узкоколейке, проложенной в XIX веке. В большом музейном комплексе кроме нас — никого. На сам поезд, который ходит отсюда к озеру Рубикяй, мы опоздали, зато с ветерком прокатились на дрезине и на трехколесном железнодорожном велосипеде. И предвкушаем, как в местном депо нам откроется тайная жизнь старинных паровозов и вагонов.  

Пожилой экскурсовод в форме проводника и фуражке, судя по всему, заждался гостей. В депо он увлекательно рассказывает об устройстве старинной техники, а когда подводит нас к деревянному вагону, который  увозил ссыльных в Сибирь, в голосе его появляются драматичные нотки.

Затем экскурсовод ведет нас на станцию. Столетнее здание отреставрировано, но впечатление такое, будто проваливаешься в советское прошлое — то ли в 60-е, то ли в 70-е. В зале ожидания меня настигает дежа-вю: воспоминания из раннего детства — картонные билетики на поезд, карты с маршрутами поездов на стенах. Кабинет начальника станции выглядит уютным, словно хозяин вышел на минуту и скоро вернется. Примеряя его фуражку, сидя за его столом, легко представить, что управляешь станцией.

Дегустация на озере

Вечер проводим на живописном озере Рубикяй с 16-ю островами. Самое популярное место у местных жителей и у туристов — кафе Žuvienės pašiūrė на берегу озера (с переводом названия сложно: получается что-то вроде «уховая хижина» — не «ушная», а именно «уховая» ). Заведение славится рыбными блюдами и программой дегустации литовских вин на специальной платформе, которая плавает по озеру. Пока мы плавали, над водой появилась радуга.

«Впервые такое здесь вижу», — удивляется наш сомелье.

На дегустации он скромничает: мол, история виноделия в Литве недолгая, чуть больше века, до уровня больших  европейских стран местные вина пока не дотягивают. Тем не менее, Литва уверенно пробивается в список стран-виноделов, и вина ее отличаются своеобразием. Литовцы производят в основном фруктовые и ягодные вина: из ревеня, яблок, красной и черной смородины, клюквы, малины. Вина, предложенные нам, оказались довольно изысканными, а освежающее яблочное и насыщенное черносмородиновое приятно удивили не только вкусом, но и соотношением цены — качества.

Напоследок расскажу о знаковом месте, которое стоит посетить в Аникщяе. Это маленький ресторан итальянской кухни 5 taškai («5 точек») всего на несколько столов, расположенный в старом городе. Заведение открыли супруги Гиедре и Оскарас, которые переехали в Аникщяй из Вильнюса.

«Мы поехали за мечтой. — рассказывает Гиедре. — Оскарас раньше был бизнесменом, я — дизайнером интерьеров. Оскарас всегда любил готовить, увлекся итальянской кухней, пошел учиться к шеф-повару из Италии. Мы Италию обожаем, сто раз там бывали, там у нас много друзей. Поэтому когда родилась идея открыть свой ресторан, вопросов не было — только итальянский». Гиедре отвечает в ресторане за уют и прием гостей, Оскарас — за кухню, готовит вкусно, даже пасту делает вручную. Чувствуется, что оба подходят к делу с душой.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное