Сегодня Сейм рассмотрит поправки к Закону об электронной связи, позволяющие Центру по защите прав потребителей (PTAC) получать контактную информацию пользователей электронных услуг. Как сказано в аннотации к закону, речь идет об информации, которая «характеризует и помогает установить, что конкретное лицо использует конкретную технику, в том числе IP-адреса, доменное имя, адрес электронной почты, номера телефонов, предоставленные в ходе заключения договора с поставщиком услуги. То есть информацию, с помощью которой можно связаться с клиентом»
Матисс указал, что таким образом законодатели стремятся защитить покупателей. «Много рекламы в Интернете, например, суперсредств для похудения, и никто не доказал, что они как-то действуют, то есть это считается больше обманом потребителя, чем реальным средством. Но ни Центр по защите прав потребителей, ни другие учреждения, например, Инспекция по лекарствам, не может найти человека или коммерсанта, который их продает, как-то наказать его и запретить обманывать потребителей. Сейчас эта возможность будет, там только номер телефона, там ничего другого нет. По этому телефону можно будет найти конкретного человека или фирму, которая это продает, и предотвратить обман потребителей, очень быстро и эффективно это можно будет сделать», — подчеркнул депутат.
«Там эксперты — или если поступила жалоба, или если сами видят, что что-то очень подозрительно, тогда они смогут получить эту информацию, найти распространителя и потом предотвратить. Главное — предотвратить для людей, которые покупают, тратят деньги [на что-то, в чем] нет никакого смысла, и даже вредно для здоровья», — отметил Матисс.
Он подчеркнул, что речь идет прежде всего об Интернет-услугах, а также коммерческой практике, а не единичной сделке частного лица. По словам депутата, не будут следить за тем, что пользователи делают в Интернете.
«Если вы задумаете что-то продать, кому-то что-то всучить, кто-то может пожаловаться, и тогда вас можно найти — конкретное физическое лицо, которое это продает, и наказать», — добавил Матисс.
Идею, однако, поддерживают не все парламентарии. «Депутатов насторожило, что можно будет получить контактные данные физического лица конкретного, который что-то продает. Были большие дебаты по поводу того, что это относится только к тем, кто продает на коммерческой основе. Но это и был главный вопрос: почему другие — полиция, например, могут получить только с санкции суда, а Центр потребителей может получить прямо так, просто по запросу оператора. Но это было объяснено тем, что эти преступления нужно выявить очень оперативно, чтобы предотвратить обман других людей. И данные, которые получают, относятся только к тем, кто непосредственно на коммерческой основе занимается продажей чего-то... Но полиция может получить не только ваши данные, но ваши разговоры телефонные и так далее. Таких прав у Центра по защите прав потребителей нет», — подчеркнул Матисс.