Психолог: в эту профессию беспроблемные люди не приходят

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет назад

Распространенное мнение, будто в психологи подаются те, кто стремится решить в первую очередь собственные проблемы, не лишено оснований. Но эта особенность — наличие своих личных травм, — дает потом специалисту и понимание проблем пациентов, и сочувствие к ним, без чего в этой профессии работать невозможно, рассказал в передаче LTV7 «Без обид» российский психолог Михаил Лабковский.

Стереотип «пошел учиться на психолога, чтобы решить свои проблемы, потом понял, что на этом можно зарабатывать» — это и не стереотип вовсе, а самая настоящая реальность. Но в ней, по мнению Лабковского, нет ничего плохого, при условии, что сам психолог собственные сложности сумел вовремя решить:  

«Это не только правда, это необходимая правда! Если человек не имеет проблем, он не пойдет на психолога — ему неинтересны ни свои переживания, ни чужие. Да, психологи, я думаю, многие — «с некоторым приветом». Но без этого психолог не получается! У такого специалиста, как правило, есть какие-то детские психотравмы, детские проблемы. Когда он вырастает, то понимает, что ему хочется понять их, разобраться».

Себя Михаил помнит «достаточно невротичным ребенком»: довольно нервным, обидчивым, не всегда стабильным — отчасти причиной был диагноз, который медики теперь констатируют у 20% современных детей: синдром дефицита внимания и гиперактивности.

«Я фактически не мог учиться в школе, неспособен был предложение до конца написать… То есть я такой правильной дорогой в психологи пошел: решил заняться своими проблемами, в результате разрешил их благодаря полученному образованию и опыту работы. Это дает психологу эмпатию.

Сочувствовать чужим переживаниям способен только человек, сам имевший какие-то проблемы. И это дает тебе многое уже для понимания, что с самим тобой не так», — поделился специалист.

Цель психологии — привести человека в состояние гармонии с собой и с окружающим миром, чтобы он получал от жизни удовольствие, говорит он. Какими бы ни были проблемы конкретного человека, главная проблема большинства людей — то, что они живут и не испытывают радости.

«Тому может быть множество причин: он тревожен, у  него страхи, он не уверен в себе, у него низкая самооценка, он ведет себя как жертва; у него несчастный брак, плохая работа и так далее — мы можем перечислять бесконечно. Смысл всех этих проблем один: из-за этого человек не может быть счастлив, получать от жизни удовольствие.

Да, от этого не умирают (ну, кроме суицидальных проявлений депрессии), с этим можно жить — и с депрессией, и с тревогой, и даже вон с паническими атаками, причем врачи говорят, вы от этого не умрете. Но проблема в том, что это — не жизнь! Это несчастное прозябание».

Кроме того, отметил Лабковский, потом ко всему этому добавляется психосоматика, когда психологическое состояние начинает негативно влиять на состояние внутренних органов:

«Например, это практически вся кардиология, гипертония, вегето-сосудистая дистония (хотя последнего диагноза нигде в мире не ставят, только в России), гастриты, пакреатиты, поджелудочная, да что угодно еще — это очень часто бывает из-за плохого психического состояния, влияющего на метаболизм. Вот человек ест что-то — у одного нормально всё усваивается, у другого от тех же блюд начинается ожирение, проблемы с печенью, поджелудочной и так далее».  

Отсюда такая кардинальная разница в состоянии здоровья людей: одни могут не усердствовать со спортом и позволять себе всяческие поблажки и отступления от здорового образа жизни, но, так как они счастливы, с ними ничего плохого не происходит; другие могут сидеть на диете, не курить, не пить — и вдруг они заболевают, например, чем-то онкологическим.

«Я не врач, не онколог, но есть мнение, что онкологические заболевания — это результат подавленных эмоций. Когда человек сдерживает себя, ведет себя не так, как он хочет, а из-за каких-то страхов, вынужденно, он свои стремления не реализует, начинает чего-то бояться, и у него могут начаться, допустим, болезни сердца», — отмечает Лабковский. — Человек — он ведь ходячая фабрика гормонов.

Серотонин, дофамин, норадреналин — это нейротрансмиттеры, и в наших невротических состояниях их метаболизм нарушается. Говоря по-русски, организм выделяет недостаточное количество этих веществ, а они же отвечают за наше состояние, настроение и в итоге за психосоматику».  

Казалось бы, отчего тогда не выписать человеку нужные препараты — жизнь и наладилась бы? Зачем нужен психолог?

«Хороший вопрос! Когда у человека клиническая проблема, депрессия в клинической форме, шизофрения или эпилепсия, параноидальное расстройство или маниакально-депрессивный психоз, он же — биполярное аффективное расстройство, для таких людей — да, нужен стационар.

Когда же мы говорим о психологических проблемах, когда дело не дошло до патологических изменений — это еще поведенческие проблемы, которые можно немедикаментозно исправить, и вот тут нужен психолог. И при комбинированной терапии тоже, когда вы одновременно ходите к врачу и принимаете антидепрессанты и параллельно ходите к психологу, понимая, что одни таблетки не решают ваши проблемы.

Они устраняют синдром, меняют симптоматику, но, если у вас была какая-то психотравма или вы повышенно невротичны — я не любитель психоанализа, но по такой доказанной дороге, например — властная истеричная мать, — вам нужно идти к психологу, который поможет вам избавиться от этого невроза. Немедикаментозно. А иногда и используя лекарственные препараты. Я очень хорошо к врачам отношусь и совершенно не противник лекарств тоже».  

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное