Три учреждения, о которых идет речь в планах министерства, — это три ключевые структуры, на которые опирается вся система здравоохранения. Инспекция здравоохранения, например, это та инстанция, где пациенты могут найти управу на недобросовестных врачей и некачественное лечение.
Национальная служба профилактики и контроля заболеваний ведет эпидемиологический контроль, и в случае необходимости координирует борьбу против активизировавшихся вирусов и микробов. А Национальная служба здравоохранения управляет финансами и расчетами: следит, чтобы бюджет здравоохранения тратился надлежащим образом.
Бывший министр здравоохранения Ингрида Цирцене, услышав о грядущих изменениях, испугалась в первую очередь за свое детище: Центр профилактики и контроля заболеваний в свое время восстановила именно она. Его в 2012 году объединили с Латвийским центром инфектологии, результатом чего стал конфликт интересов: одно и та же ведомство и планировало, и претворяло планы в жизнь.
«Это дает статистику, это дает анализ статистики и обеспечивает профилактику. Такие агентства, или ведомства, есть во всех странах.
Когда был кризис, конечно, нехватка денег была, наверное, основой, я не знаю, но просто объединили Центр инфектологии с этим ведомством. И это неправильно, потому что тогда получается “сам планирую, сам делаю, сам и контроль реализую”», — заявила она.
Другой бывший министр, предшественник Анды Чакши Гунтис Белевич в разговоре с журналистами одобрил идею реформировать структуры: говорит, — и сам задумывался, что стоило бы многое в них улучшить. Может быть, в этом случае никак не желающую полноценно работать систему э-здоровья удалось бы запустить в намеченные сроки.
Есть идеи по реформированию ведомств и у Латвийского общества больниц, рассказал глава организации Латвии Евгений Калейс.
«В данный момент в общем-то эти службы такие репрессивные. Мы хотим, чтобы они больше были как консультативные, помогали больницам услугами и финансированием.
В данный момент они больше пишут акты, если что-то не так сделано, не так оплачено. Через неделю где-то — после Пасхи — мы будем встречаться и говорить», — указал он.
А вот профсоюз медиков идею Минздрава не оценил. «Зачем чинить то, что не сломано?» — недоумевает глава профсоюза Валдис Керис.
«Нет, у нас нет никаких претензий. Я думаю, что первостепенная задача — это найти источник для дополнительного, существенного, долгосрочного финансирования отрасли здравоохранения.
Это то, что Латвия обещала Европейской комиссии, и что Брюссель от нас ожидает. Но, к сожалению, Министерство финансов пока ничего такого предоставить не может. Вот это действительно тревожит», — указал он.
В Минздраве нас успокоили: ни одно ведомство не ликвидируют. Не планируется пока и сокращать штат. По словам заместителя госсекретаря министерства Дайны Мурмане-Умбрашко, речь в основном о том, чтобы избавиться от дублирующихся функций и логичнее перераспределить обязанности.
«Центр профилактики и контроля заболеваний мог бы увеличить мощность работы в направлении безопасности пациентов — стать центром, который оказывает поддержку медучреждений, обучает их в вопросах качества, следит за ним и готовит регулярные оценки-отчеты. И побуждает медучреждения повышать качество работы. И из Национальной службы здравоохранения к ним перейдет, например, функция регистрации медицинских технологий и клинических руководящих линий.
Сейчас у нас два ведомства отвечают за Фонд врачебного риска: это служба и Инспекция здравоохранения.
В дальнейшем его оставят в ведении инспекции, которая будет принимать окончательные решения.
А Национальная служба здравоохранения будет ведомством, отвечающим за централизацию ИТ, в частности, системы е-здоровья.
И реформы, и реорганизации — дело нелегкое, особенно для тех, кто в них задействован, но в отношении управляющих ведомств могу сказать, что мы планируем к концу года все закончить».
К концу реорганизации Минздрав планирует улучшить эффективность работы всех трёх учреждений. По словам главы министерства Анды Чакши, конечная цель реформы — улучшить не только администрирование медицинского обслуживания и анализ данных в здравоохранении, но и показатели здоровья населения. Согласно плану, в 2023 году на нужды здравоохранения планируется выделить как минимум 14% госбюджета. К тому моменту, надеется министр, проблема повышения зарплат медперсоналу до должного уровня будет точно решена.