Проблему нерегистрированных союзов власти предпочитают видеть решенной только через брак?

Обратите внимание: материал опубликован 9 лет назад

Трагедия в Золитуде обнажила многие проблемы латвийского, и одна из них — бесправность людей, живущих в незарегистрированных отношениях, когда речь заходит о наследовании имущества спутников жизни или о компенсациях от государства, сообщает Латвийское радио.

Таким людям не полагается ни государственная помощь, ни пособия, даже если трагически погиб их фактический супруг. Эта проблема неоднократно обсуждалась в СМИ, а общество Zolitūde 22.11 проинформировало о ней премьер-министра и госучреждения. Однако никаких действий до сих пор не последовало.

Сейчас единственный способ доказать факт совместного проживания — это суд. Как показывает история гражданской жены погибшего спасателя Эдгара Рейнфельда, путь этот не легкий, и процесс может затянуться. На днях суд отклонил иск вдовы Эдгара, Инеты Ворзы.

Чтобы доказать факт гражданского брака, нужно быть готовым к болезненному судебному процессу. На открытых слушаниях по делу Иветы Ворзы свидетелям — друзьям, коллегам и родственникам — пришлось отвечать на вопрос: «Что вам известно о сожительстве Иветы и Эдгара?». Суд, например, расспрашивал, откуда и куда они перевозили вещи для совместного проживания, что они рассказывали друзьям о планах на будущее и как сообщили о помолвке.

Первое слушание состоялось 21 октября, через 11 месяцев после трагической гибели Эдгара. Через две недели Ивета получила выписку из решения суда. Судья Инесе Ушакова сообщила, что суд, рассмотрев в присутствии заинтересованных лиц — Министерства внутренних дел, Государственной пожарно-спасательной службы и Аустрите Жариковой — заявление истицы о констатации юридического факта, постановил «заявление Иветы Ворзы о констатации юридического факта отклонить».

Ивета не стала комментировать вердикт и не сказала, будет ли его обжаловать. По ее словам, путь в суд «не был устлан розами», но она судилась, чтобы доказать равенство семей,  живущих в незарегистрированном браке, с теми, кто оформил отношения официально. «Я знаю, что в Латвии таких семей много», - отметила Ивета Ворза.

С пожарным, командиром взвода Эдгаром Ивета была вместе четыре года, около трех лет они прожили вместе, собирались пожениться. Не успели...

В роковой вечер 21 ноября о смерти Эдгара ГПСС сообщила прямо Ивете. В суде Министерство внутренних дел и ГПСС признали факт сожительства, но сказали, что не считают его равноценным браку. Если бы решение суда было принято в пользу Иветы, она смогла бы претендовать на единовременное пособие по смерти супруга — должностного лица. Пособие выделяется правительством из госбюджета — примерно 71 тысяча евро — и распределяется между наследниками. Парадокс в том, что признанные законными наследники, по имеющимся у Rus.lsm.lv данным, не против разделить с Инетой эту компенсацию, но ГПСС все равно стоит на своем.

Несколько лет назад в деле гражданской жены погибшего при исполнении сотрудника полиции в Екабпилсе было принято другое решение. В итоге фактической вдове полицейского тогда удалось получить помощь.

В столь же незавидной ситуации, как Ивета, оказались после беды в Золитуде еще несколько человек, которые потеряли супругов. Они не смогли получить ни пособия, ни государственную или муниципальную помощь, ни собранные путем сбора пожертвований деньги.

Трагедия в Золитуде обнажила эту проблему, однако женский центр «Марта» говорит об этом уже много лет и даже обращался к властям.

«Можно было бы дополнить дефиницию семьи в Гражданском кодексе понятием семьи, включив в него понятия «фактические отношения», «фактический супруг»», - считает Илута Лаце из центра «Марта». По ее мнению, для этого требуется профессиональная дискуссия. Обсуждения еще не было, но государство уже продемонстрировало свое морализаторское и дискриминационное отношение к таким семьям.

Центр общественной политики Providus, который следит, как правительство и Сейм выполняют задачи и исправляют поднятые трагедией ошибки, считают, что проблема незарегистрированных отношений — эта одна из задач, с которой власти не справились. Этот вопрос не раз обсуждался на встречах с премьером Лаймдотой Страуюмой, но результата пока нет.

«Нужно смотреть на фактические данные и статистику, на то, что происходит в обществе, и думать, как изменить законы, учитывая нужды и интересы общества. (..) Мы видим, что в таких отношениях рождается очень много детей, и потому они стали реальностью, а государство закрывает на них глаза, делает вид, что таких отношений нет, и единственным решением этого вопроса называет заключение брака», - говорит директор Providus Даце Акуле.

Providus призывает политиков учесть реальную ситуацию и провести качественное обсуждение этого вопроса.

Однако этот вопрос пока даже не находится на повестке дня Министерства юстиции. Бывшие министры (Байба Брока и Гайдис Берзиньш из Национального объединения) выступали против изменения существующего порядка, отмечая лишь необходимость укрепления института брака. Что об этом думает новый министр юстиции, пока сказать трудно.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное