Приграничная Вецслабада теряет жителей, но не оптимизм (ФОТО)

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

Истринская волость с центром в Вецслабаде является одной из самых удаленных волостей Лудзенского края - она расположена у границ России и Белоруссии. До центра самоуправления почти полсотни километров, а до ближайшего города – Зилупе – двадцать. В 30-е годы прошлого века в волости насчитывалось более 8 тысяч жителей, сейчас – 500 человек.

Истринская волость гостей встречает нетронутой природой, пьянящим ароматом сосновых лесов и голубизной многочисленных озер. Местные с гордостью рассказывают, что в поселок  Вецслабада, что является центром волости в советские времена отдыхать приезжали даже космонавты, а отдыхающие  оперные певцы выступали перед сельчанами.

Приграничная Вецслабада теряет жителей, но не оптимизм
00:00 / 06:41
Скачать

«Истринская волость образовалась в 1863 году, на базе четырех панских имений - Саболины, Истры, Аннаполя и Конецполя», - рассказывая об истории волости,  Владимир Маруденок добавил, что сюда уже в те времена приезжали артисты, ученые, а в Аннаполе даже был свой ботанический сад.

«Вецслабада происходит от русского слова Старая Слобода, то есть Старая Свобода. Старая Слобода впервые упоминается  в источниках в 1646 году».

К одноэтажным, почти столетним деревянным жилым постройкам, которые, кстати, прекрасно сохранились, в центре Истринской волости - Вецслабаде в советское время добавилось несколько трехэтажных и даже пятиэтажных домов.

Старая Слобода – самое густо населенное место волости: здесь проживают 300 человек, в основном они говорят на русском языке. Так уж исторически сложилось – в этой местности проживают белорусы, русские, поляки. К слову, из 130  посетителей местной библиотеки только трое взрослых читают на латышском.

«Библиотека - это культурный центр поселка. Много пенсионеров читает, много безработных читают. Читают детективы, женские романы, кто-то читает классику, кто-то увлекается историей»,

- рассказывает библиотекарь Елена Креминска.

«В основном, конечно, русскоговорящее население. На латышском языке не могу сказать, что много читают. В основном читает молодежь по школьной программе. Маленькие дети тоже пробуют, и пенсионеры читают. Вот у меня несколько человек, которые только на латышском языке читают».

Численность населения Истринской волости с каждым годом уменьшается – стариков  увозят на погост, а молодые в поисках работы уезжают кто в столицу, кто за границу. Вот и Светлана приехала в родное село за теплыми вещами и вскоре возвращается в Ригу, где нашла работу в магазине:

«Работала в пансионате, потом пансионат у нас ликвидировали. Осталась без работы, пожила здесь, дети помогли, спасибо им.  Уехала я весной, два месяца в Голландии у дочери жила. Но, живя здесь, без работы я же не могу сидеть, мне только 55 лет исполняется в этом году,  и что - я буду ждать, когда  дочери помогут? У них своя жизнь».

Вецслабада - один из редких поселков в латгальской глубинке, где удалось сохранить  отделение почты. О том, что здесь бурлит жизнь, говорят припаркованные у деревянного домика почты автомобили. На почте работают три почтальона, которые как раз перед доставкой клиентам сортируют газеты, журналы и посылки.

«У нас доступны все услуги. Можно отправить переводы, подписать газеты, перечисления в банк, пенсию получить, посылки доставляются», - рассказывает о своей работе почтальон Валентина.

По ее словам, главной причиной оттока жителей из села в волости, где в лучшие времена был и спиртозавод, и фермы, где выращивали уток, свиней, крупный рогатый скот и где имелась даже своя больница, сейчас, как, впрочем, и в других сельских краях Латвии, является безработица.

«Вот, почта осталась. Магазин остался, волость,  школа и садик. Еще народ в лесу у шведов работает. Женщины тоже ходят с секирами,  чистят молодые посадки,  сажают весной лес».

В свою очередь пенсионеры отмечают, что им в родной Вецслабаде живется хорошо – врач есть, пенсия есть, природа  изумительная.

«Я  могу прожить одна, а если с семьей – не знаю», - рассказывает Раиса. Несмотря на то, что Вецслабада находится на самом краю страны,  на доступность медицинских  услуг она не жалуется: «Мне тут было плохо, так быстро приехали, моментально, систему мне поставили, уколы».

Доктор Анна Цветкова в своем кабинете, что находится на первом этаже многоквартирного дома, пациентов принимает два раза в неделю. Она уверена, что разговоры о том, что на селе люди не могут и зачастую не хотят обращаться к врачу – это стереотип.

«Есть такая категория людей, которые не думают о своем здоровье, но я бы сказала, что в последние годы люди, наоборот, очень обеспокоены состоянием своего здоровья, и они хотят обследоваться, лечиться даже не меньше, чем в Риге.

На мой взгляд, здесь обследования не менее доступны, чем в Риге».

Когда идешь по главной улице Вецслабады - не покидает ощущение, что оглянувшись, увидишь оживленный старый город: ведь здесь у каждого из домов, по большей части построенных в доульмановские времена, своя история.

Отдельный рассказ - об Истринской средней школе, в которой в начале прошлого века насчитывалось даже семь параллельных классов. До сегодняшнего дня в Вецслабаде, несмотря на небольшое количество учащихся, удавалось сохранить среднюю школу, но сейчас, когда школу посещают только 22 ребенка, будущее Истринской средней школы уже предрешено: идет речь о ее ликвидации. Судьбу школы сейчас решают депутаты Лудзенской краевой думы.

Прощаясь с журналистами Латгальской студии Latvijas radio, краевед Владимир Маруденок настаивает: из Вецслабады уехать и не посетить местную достопримечательность – один из самых больших сельских храмов Латвии, православный храм Воскресения Христова - монументальное каменное здание, построенное в русском стиле в 1908 году, - это почти преступление.

«Что тут особенного? Иконы, конечно! Это - изображение бога-отца. Она вообще не то что запрещенная, но не канонизированная. 

Бога-отца нигде не изображают. А здесь со старинных времен такое изображение из кожи сделано, может быть, даже еще из старой церкви».

Будущее Истринского края местные жители видят в развитии туризма, ведь в Латгалии не так уж и много мест с такой интересной историей и девственной природой. А пока одноэтажные  пустые дома с закрытыми ставнями, расположенные вдоль главной улицы Вецслабады, терпеливо ждут возвращения жителей.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное