Семья Зане Реке живет близ Иецавы. Два месяца назад они с мужем взяли в семью ребенка из детдома. В течение всего пути — с момента принятия решения до появления ребенка в квартире — помогали специалисты движения «Плечо».
Приемному сыну Зане не так давно исполнилось полтора года, чуть старше — родная дочка. Когда общественные СМИ начали рассказывать о «детях системы», Зане с мужем решили стать приемными родителями. Это время совпало с созданием «Плеча».
«Там были такие вечера для семей, которые еще планируют что-то делать. Мы уже документы подали и знали форму, какая у нас будет, но поговорить с единомышленниками всегда хорошо»,— поделилась она.
Без поддержки сотрудников «Плеча» мальчик, возможно, сегодня еще жил бы в детдоме, допускает Зане. Предыдущие приемные родители отказались от него из-за проблем со здоровьем, и поэтому опекуны в детдоме решили, что приемная семья для мальчика — не подходящая форма опеки. Зане признала, что сперва боялась, пока «Плечо» не познакомило с семейным врачом ребенка, который помог понять, что все не так страшно. Кроме того, сотрудники организации поддерживали и морально.
«У нас есть приемная мама, опытная приемная мама, которая нам время от времени звонит, и это, конечно, приятно, поскольку мы не чувствуем себя в одиночестве. И, конечно, много разных вопросов не только о воспитании, но о здоровье, детском саду. Разные бытовые вопросы и опыт, если кто-то уже через это прошел, пригодятся. У нас есть ментор, которая звонит иногда поинтересоваться, как у нас дела», — рассказала Зане.
В рамках благотворительного марафона «Дай пять» на поддержку таких семей собрали рекордную сумму — более 370 тыс евро.
«Пожертвования мы используем в тот момент, когда нельзя иначе. Мебель и другие вещи часто можно получить бесплатно, лекторы, которые приходят к семьям читать лекции, часто отказываются от гонорара. Использованы пока только 10% пожертвований, только 37 тысяч евро», — рассказала глава Ziedot.lv Рута Диманта.
Глава движения рассказала LTV, что благодаря помощи «Плеча» семьи нашли 45 детям. Однако, чтобы добиться закрытия детдомов в 2021 году, сделать необходимо еще много: больше поддерживать усыновление — число таких случаев в Латвии не меняется, а число приемных родителей должно стать больше.
«Если мы сравним инвестиции в отрасль и поддержку различных форм поддержки, мы увидим, что желающим усыновить в данный момент очень не хватает поддержки. Они чувствуют себя одинокими. Вторая вещь, которую надо сделать — надо создать новую форму опеки для семей, которые будут готовы принимать именно подростков», — рассказала глава «Плеча» Лива Фомрате.
Предполагалось, что с июля в Латвии появятся специальные «кризисные» семьи, которые будут готовы принять ребенка, оставшегося без родительское опеки, в любое время суток, а также семьи, воспитывающие тяжело больных детей. Однако за месяц не пришло ни одного заявления на получение подобного статуса.
При обсуждении законопроекта в начале года речь шла о четырех типах приемных семей, однако после Минблаг решил, что достаточно двух профилей — «кризисные» семьи и семьи, которые принимают тяжело больных детей. Таким образом, родителей, которые будут специализироваться на заботе о младенцах и детях, пострадавших от насилия, не будет. Подобный шаг возмутил возмутил приемные семьи.
Как ранее сообщал Rus.lsm.lv в серии публикаций «Дети системы», независимые психологи, приглашенные поработать с воспитанниками Елгавского детдома, выявили ряд грубых и систематических нарушений прав детей в этом учреждении. В ряде других социальных центров, как и в психиатрической больнице Ainaži, ситуация оказалась не лучше
Латвии стоит поспешить, чтобы в указанный срок — до 2023 года — успешно завершить проект деинституционализации, или обеспечения семейной среды детям, оставшимся без родительской опеки, детям с инвалидностью и лицам с психическими нарушениями, и не потерять предусмотренное на это европейское финансирование, заявила в интервью LTV глава Госконтроля Элита Круминя.