В Сейме обсуждают поправки к закону об образовании, в соответствии с которыми директор школы сможет принять решение о переводе ребенка на домашнее обучение, если ученик неоднократно совершал насилие по отношению к педагогам или одноклассникам.
Для директора столичной Ринужской школы Дениса Клюкина такое предложение стало неожиданностью, так как он успел разувериться, что кто-то услышит школы и решит на законодательном уровне их поддержать.
По его словам, проявления насилия в школах не носят массовый характер, но они регулярны, и ежегодно любая относительно большая школа может привести примеры не просто нарушения правил внутреннего распорядка, а серьезного физического или морального насилия.
Причем в первую очередь страдают от насилия, как правило, педагоги.
«Проявление насилия в ученической среде легче разрешить, потому что очень хорошо работают социальные педагоги, но когда начинается достаточно серьезное противостояние ученика конкретному учителю, у нас нет юридических методов, как на это повлиять», — отметил Денис Клюкин.
В случае морального или физического насилия со стороны ученика, даже когда это передается в суд или полицию, как правило, предписываются методы воспитательного характера, а это, по сути, разговоры, пояснил директор, тут же приведя пример из своей школы:
«Несмотря на то, что большая часть года прошла на удаленке буквально в последней четверти учитель пришел с синяками, с поломанным ногтем, из-за того, что ребенок его ударил и оттолкнул. Написано заявление в полицию, но ребенок знает, что, в принципе, с ним сделать ничего не могут».
По мнению Клюкина,
корни такого поведения зачастую идут из семьи, а заниматься воспитанием семей и родителей — не функция школы.
«Если ребенок [регулярно проявляющий подобную агрессию] будет обучаться в семье и за этим будет следить государство через отдельные надзорные органы, возможно, результаты будут лучше. Школы не могут воспитать взрослых родителей, дедушек, бабушек, которые живут с детьми и их воспитывают», — подчеркнул директор Ринужской школы.
Он уверен, что подобный подход дал бы эффект, в его пользу говорит пример Великобритании, где это активно используется.
«Средняя успеваемость и в целом показатели поведения станут лучше, если не обязательно будут условно отчисляться, но будет угроза условного отчисления для детей, которые грубо и неоднократно нарушают правила внутреннего распорядка или административные законы. (…) Максимальные меры на уровне школы [сейчас] — это письменные предупреждения, либо выговор. (…) Я максимально сильно поддерживаю эту инициативу. Она давно назрела и поскольку в том числе и учителя уже опускают руки и даже не жалуются на уровне администрации школы при проявлении агрессии, я думаю, что это наведет порядок в школах», — подытожил Денис Клюкин.
В то же время некоторые правозащитные организации уже выразили свое несогласие с подобной инициативой, а омбудсмен Юрис Янсонс заявил, что проблему насилия нужно решать иначе, а в школах должен быть для этого специальный поддерживающий персонал.
Как сообщал ранее Rus.LSM.lv, в Латвии может быть рассмотрен вопрос об отказе от школьных каникул в октябре, поскольку к этому времени дети «входят в учебный ритм, мотивированы и полны энергии для учебы». Такая идея была озвучена на встрече Ассоциации учителей латышского языка и литературы и министра образования Аниты Муйжниеце.