Надзор за Бюро по борьбе с коррупцией должно осуществлять правительство в лице премьер-министра. Формально премьер надзирает за ведомством и сегодня. Но на деле – авторитета не хватает. До сих пор нередко начальство бюро игнорировало указания сверху, например, когда дело касалось восстановлении в должности бывшего замначальника бюро Юты Стрике. Теперь же появится механизм как решать и такие ситуации.
«Когда глава бюро посчитает, что премьер не прав в вопросе управления бюро — он сможет обратиться с заявлением в специально созданную комиссию по надзору. Она подготовит заключение, а потом представит его Кабинету министров. И только после этого правительство примет окончательное решение», - поясняет заместитель начальника юридического отдела Госканцелярии Солвейга Лице.
В комиссию, которая будет давать заключение о работе Бюро в спорные моменты войдут буквально «сливки» госуправления и правопорядка — глава Госканцелярии, генпрокурор, начальник полиции безопасности, Директор Бюро по защите Сатверсме и председатель верховного суда. Кроме того, раз в год глава бюро будет подробно отчитываться перед Сеймом и правительством. Но, по мнению исследователя Валтса Калниньша, все проблемы бюро новая модель не решит
«В основном в KNAB есть проблема отношений между конкретными личностями. И это изменениями в законе не решить», - считает он.
Между тем, в самом KNAB сегодня отчитались о проделанном в прошлом году. 27 дел отправлены в прокуратуру, начаты ещё 25. Уголовно преследовать бюро призывает 72 человека. Ущерб государству, нанесённый в эпизодах, раскрытых бюро составляет боле 4 млн евро. Штраф на общую сумму в более 10 тыс. евро получили 100 должностных лиц. То есть по сто евро на каждого.
В прошлом году бюро покинули 16 сотрудников. Внутренние конфликты не дают нормально работать, признается и сам начальник КНАБа.
«Конечно, это влияет. Уходит очень много времени на такие вещи, как отвечать всем возможным инстанциям по поводы того, что мы делаем, что мы не делаем. В том числе и премьер-министру», - говорит глава KNAB Ярослав Стрельченок.
Кстати, сам Стрельченок предложенные изменения в законе о бюро оценивает положительно. В ближайшие недели их передадут на рассмотрение кабинета министров.