В прошлом году в других странах задержали в общей сложности около 300 латвийцев. Гуна Япиня, представитель МИД, отметила, что 52 задержаны в третьих странах: 14 случаев в России, 8 — в Белоруссии, а также в США и Украине.
Латвийцев чаще всего судят за нанесение тяжких телесных повреждений, воровство, аварии, сексуальное насилие и другое.
«А также в разных экзотических странах, например, Бразилии, Турции, Японии, Танзании, Перу, Бурунди, Индии, Грузии, Эквадоре, Гаити и даже Французской Гвиане. Надо сказать, что в этих странах в основном — за контрабанду наркотических веществ», — добавила Япиня.
Она пояснила, что статистика задержанных в других странах в последние годы не меняется.
Однако задержанных и осужденных больше. Международные конвенции предполагают, что задержанному, арестованному и даже осужденному надо дать возможность информировать свою страну о произошедшем.
«Иногда узнаем о людях, которые в других странах отбывают наказание, только когда его переводят из одного места заключения в другое. Даже через нескольких лет заключения. Был даже случай, когда мы об этом узнали только после того, когда человек уже умер», — добавила Япиня.
Однако люди по разным причинам не пользуются возможностью информировать Латвию.
«Иногда человек может попросить не информировать Латвийское государство в момент ареста, например, чтобы скрыть свою судимость за рубежом. Чтобы не попасть в фокус внимания латвийских ведомств, поскольку у него есть какие-то невыполненные обязательства перед государством. Или же потому что наказание за определенное преступление в другой стране меньше, чем в Латвии», — указала представитель МИД.
Подчас люди не хотят беспокоить родственников и скрывают факт судимости. Кроме того, не все принявшие конвенцию страны выполняют требование об информировании.
Если человек все же хочет отбывать наказание в Латвии, к процессу подключается Минюст. «Министерство по своей инициативе тоже может инициировать, но министерству надо знать, что такой человек там и там, осужден. Таким образом, есть три уникальные возможности: человек, представитель и само министерство», — отметила юрист Департамента международного сотрудничества Минюста Юлия Мурару-Ключица.
В частности, никого не вынуждают отбывать наказание в Латвии.
Представитель Минюста рассказала: чтобы инициировать выдачу человека для отбывания наказания дома, процесс надо инициировать. Но осужденного надо об этом информировать. Если просьбы прозвучала, страны должны договориться. Может ли второе государство отказать? Мурару-Ключица вспомнила только один такой случай: Германия, где человека осудили, опасалась, что условия заключения не будут достаточно хорошими. У осужденного была наркотическая зависимость, и Германия готова была его вылечить.
В отношении третьих стран юрист таких случаев не вспомнила. Попросить об изменении места заключения можно в любой момент, главное — оставшийся срок не может быть меньше полугода. Мурару-Ключица отметила: причина в том, что процесс долгий и бюрократизированный.
Когда бумаги оформлены, человека принимает Госполиция — в аэропорту конкретного государства. Мари Гейда, глава Управления международного сотрудничества, рассказал, что осужденный — в числе других пассажиров — прилетает в Латвию. Таких рейсов немного, около 10 в год.
«Если самые экзотические страны надо назвать, это Япония, Бермудские острова. Это самые дальние, экзотические страны, когда конвою приходилось ехать. Надо сказать, что это непростая работа, поскольку это мероприятие может занимать иногда 24 часа — чтобы доставить человека в Латвию», — добавил Гейда.
Траты — несколько тысяч евро — покрывает государство. По словам Гейды, чаще всего люди хотят отбывать наказание в Латвии, поскольку в иностранной тюрьме трудно.