Осужденные с радиобраслетами жалуются на неожиданные трудности

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет назад

Действительно не ожидали, что окажется так трудно, говорят некоторые осужденные, досрочно выпущенные из заключения с условием ношения электронного браслета. В общей сложности о таком освобождении просит 131 человек, половина дел еще не рассмотрена. Те же, чьи заявления удовлетворены, теперь живут по жесткому графику. В основном они проводят время дома: «выходы в свет» ограничены — к примеру, разрешается отправиться на работу, к врачу или в Службу пробации. Да, еще можно принимать дома гостей, сообщает Latvijas Radio.

«C виду — такой браслет. Видите, есть разметка — в зависимости от того, какая толщина ноги. Соответственно, работник может приехать, измерить, подрезать, сколько надо...», — руководитель Государственной службы пробации Михаил Папсуевич показывает устройство электронного надзора. Оно напоминает большие пластмассовые наручные часы, хотя носят его надо над щиколоткой. Снимать его поднадзорные права не имеют. Если кто-то попытается и повредит прибор, Служба пробации тут же получит сигнал. С августа такие браслеты носят 33 осужденных.

Из ворот тюрьмы освобожденные под надзор, впрочем, выходят без них. В ближайшие три рабочих дня им положено явиться в Службу пробации и вместе с сотрудником последней отправиться домой: там устанавливается базовая станция и надевается браслет.

«Суть электронного наблюдения означает круглосуточное пребывание дома. Выйти можно только по тем делам и только с той целью, которые согласованы со Службой пробации, чтобы не совершить правонарушений...», — рассказывает Папсуевич. Принцип электронного наблюдения тот же, что и у радиотелефона: базовая станция постоянно связывается с браслетом и отправляет сигнал в центр мониторинга, сообщая, находится ли человек дома. Ширину зоны устанавливают в зависимости от того, что за жилье у человека.

«На селе столкнулись с тем, что, например, удобства могут находиться вне дома, и это приходится учитывать. Заранее выезжаем на место жительства и устанавливаем, что там за обстоятельства. Если жилье какой-то очень уж особенной конфигурации, может оказаться, что в какую-то комнату человек в период надзора не может заходить. Ему это объясняют», — говорит Папсуевич.

Если браслет оказывается за пределами разрешенной зоны, сигнал пропадает. Если это не соответствует заранее составленному графику, работники центра мониторинга тут же звонят поднадзорному на мобильный телефон. Случаются и технические проблемы, рассказывает сотрудник Службы пробации Дина Мурниеце: «Например, бассейн у дома глубиной в три метра. Сигнал исчезает. Тогда просим просто вылезти из бассейна, связь восстанавливается...» По тому, сколько времени требуется, можно понять, является ли произошедшее случайностью или человек намеренно покинул разрешенную территорию.

Однако — как сами наблюдаемые воспринимают надзор?

«Поначалу они, разумеется, полны решимости, мол, все выполним, все предстает в розовом свете. А когда уже были случаи [исчезновения сигнала] и звонки, начинают раздражаться. Сигнал и по ночам пропадает — и мы звоним по ночам, потому что дежурство проходит в режиме 24/7. Они не ожидали, что будет так жестко. Трудно понять — вот дверь, ты можешь выйти, но тебе нельзя. За дверью пес, и ты даже пса покормить не можешь, тебе разрешено кормить собаку только в определенное, конкретное время», — рассказывает Мурниеце. Электронный надзор может длиться от месяца до года. Раз в неделю сотрудник Службы пробации вместе с клиентом составляет детализированный до минуты график на неделю, в который должна быть занесена каждая секунда, проведенная вне дома.

«Клиент отправляется в Службу пробации и в центр профилактики зависимостей. Это для него обязательные действия. На следующий день он договорился сходить к судебному исполнителю, — приводит пример графика Мурниеце. — Потом он договорился, что ему нужно отвести ребенка к зубному, потом опять в центр профилактики, а потом в Depo, жалюзи купить».

Впрочем, такое свободное перемещение ограничивается и в список разрешенного времяпровождения совершенно точно не входят встречи с друзьями вне дома. К себе в гости приглашать можно.

Заранее нужно согласовать, сколько времени потребуется на дорогу и каким будет маршрут, объясняет Папсуевич: «Каким транспортом поедешь, и альтернативы на случай, если этот не ходит или улица перекрыта. Что ты позвонишь, предупредишь, что тебе нужно столько-то минут, чтоб добраться».

Надзор отнюдь не является исключительно электронным: сотрудник Службы пробации может в любое время суток явиться к клиенту домой домой или проверить, действительно ли человек в определенное время находится в магазине или у врача. Если его там не окажется, возникает угроза нарушения. После двух нарушений Служба пробации обязана обратиться в суд с требованием отмены досрочного освобождения под электронный надзор.

Если кончаются сигареты — это не повод менять график. Такой возможности у наблюдаемого нет, говорит Мурниеце:

«Нужно искать альтернативу. Например, звонок другу — «принеси, пожалуйста». Мать, жена или кто-то еще может это сделать. У нас были случаи нарушений, когда, например, приезжает жена, оставляет машину во дворе и человек отправляется помочь. В этом случае жена должна была поддержать, сказать — «я соседа позову». Сказать мужу, что ему нельзя выходить. Конечно, они (поднадзорные), говорят — вы не люди, почему такие ограничения... Но все ограничения этим людям известны, с ними работают еще в заключении».

Еще одно строгое ограничение — нельзя употреблять алкоголь. Именно на выпивке споткнулись трое наблюдаемых, получивших предупреждение о нарушении. Еще один несанкционированно вышел из зоны наблюдения.

Суд оценивает риски и принимает решение о том, подходит ли осужденный для электронного наблюдения, когда тот еще находится в тюрьме. Оцениваются и мотивация, и личностные качества. В основном радионадзор применят к совершившим менее тяжкие и менее опасные социально преступления.

«Первая крупнейшая группа — имущественные преступления различного характера. Мелкие кражи, кражи с проникновение, мошенничество, отдельные случаи грабежей. Вторая крупнейшая группа — деяния, связанные хранением и употреблением наркотических веществ», — объясняет Папсуевич.

Среди освобождаемых под электронный надзор нет совершивших преступления на сексуальной почве. Если отдельные люди, совершившие преступления, связанные с насилием, однако их тщательно оценивают.

Для клиентов Службы пробации радионадзор означает возможность быстрее обычного получить досрочное освобождение. Например, если за менее тяжкое преступления суд назначил трехлетнее лишение свободы, претендовать на обычное досрочное можно через полтора года. С электронным браслетом — уже через год.

Положительный же эффект для общества в целом, указывает Служба пробации — постепенный и более эффективный переход осужденного из учреждения закрытого типа к более слабому контроля, постепенное привыкание к упорядоченной жизни.

 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное