Согласно данным Министерства благосостояния, с 2003 года иностранцы усыновили или удочерили 1925 детей. При этом половина из них уехала в США. В прошлом году иностранцы усыновили 42 ребенка. По нынешним правилам Кабинета Министров, ребенка из приемной или опекунской семьи адоптировать за пределы Латвии могут только родственники.
В свою очередь, детей, которые находятся в государственных или муниципальных центрах опеки усыновлять или удочерять за границу можно, если нельзя обеспечить их полноценное и достойное воспитание в приемных семьях. Поэтому сейчас и обсуждается возможность ввести более строгое регулирование усыновления латвийских детей иностранцами, вплоть до полного запрета. Предусматривается, что могут быть редкие исключения, но решаться эти вопросы будут на уровне правительства.
Представительница Альянса альтернативной заботы о детях Линда Бальчун полностью поддерживает такой запрет и подчеркивает, что государство само должно заботиться о своих детях. «Вся эта суматоха не началась бы, если не были бы схемы, которые сиротские суды используют, чтобы обойти нынешнее регулирование. Поскольку из приемных семей детей адоптировать за границу нельзя, а из детского дома, например, можно, то ребенка из приемной семьи помещают в детдом, а потом уже оттуда его забирают иностранцы».
По словам Бальчун, такая зарубежная адопция влечет за собой много рисков. «Несовершеннолетнего ребенка отправляют в другое государство. Там совсем иное понимание защиты прав детей, особенно в США. Ребенок полностью утрачивает идентичность, язык, фамилию, культуру, окружение. Тем, кто все время живет в одной стране и на одной земле, даже трудно представить, что это значит, какой отпечаток это накладывает на ребенка.
Кроме того, проведено несколько исследований, подтверждающих, что особенно в США распространено такое явление как парадопция, или как это называют американцы — rehoming. То есть приемные родители отказываются от ребенка и ищут другую семью, которой отдать его. Есть информация, что таким способом передавались и латвийские дети».
Криш Липшанс, парламентский секретарь Министерства благосостояния, заявляет, что ведомство категорически против запрета на адопцию латвийских детей иностранцами, поскольку на первом месте должны быть интересы ребенка. «В интересах ребенка — жить в семье. Биологической или же приемной. В процессе адопции ребенок получает эмоциональную связь, да и с юридической точки зрения он является полноценным членом семьи. Если мы, как государство, не можем обеспечить заботу о ребенке, оставшемся без семьи, то, значит, мы не можем обеспечить его и полноценной семьей.
С другой стороны, я подчеркну, что министерство никогда не считало адопцию наших детей иностранцами каким-то приоритетом. Нам нужно привести это в порядок на государственном уровне. И только когда в этом вопросе мы исчерпаем все ресурсы и проделаем всю работу, чтобы обеспечить ребенку дом в Латвии, но это не получится, тогда должна быть возможность адопции ребенка за границу».
Липшанс отмечает, что в Латвии очень неохотно усыновляют или удочеряют детей в возрасте от 10 до 18 лет или тяжелобольных. И, добавляет он, именно таких детей чаще всего адоптируют иностранцы. «Поэтому мы считаем, что сегодня преждевременно запрещать адопцию наших детей иностранцами, поскольку мы не выдвинули интересы ребенка как приоритет. Нет ни одного логичного и обоснованного аргумента, почему нужно вводить такой запрет. Мы слышим лишь эмоциональные призывы».
Бывший председатель Екабпилсского сиротского суда, член правления ассоциации сиротских судов Талис Залва тоже против того, чтобы детей забирали из Латвии. Он вспоминает, что когда в сиротском суде решался вопрос об адопции детей за границу, его охватывали двойственные чувства. С одной стороны, жалко, что они навсегда покидают родину. С другой, они ведь обретают родителей и семью, а это — самое главное.
Залва вспоминает, что два года назад из Латвии в США ездила специальная комиссия, чтобы проверить, как живут там приемные дети из Латвии. По его слова, за две недели ни одного факта нарушения прав ребенка не было обнаружено.
Парламентская комиссия по правам человека предварительно договорилась полностью запретить людям, живущим за границей, усыновлять детей, сообщает Latvijas Radio.
С 2016 года число детей, живущих в детских домах, сократилось более чем на 500, рассказала в интервью Латвийскому телевидению министр благосостояния Рамона Петравича («Кому принадлежит страна»).
На начало января 2020-го в государственных и муниципальных учреждениях проживало 705 детей, тогда как в 2016 году их было 1216.
Нынешнее законодательство серьезно ограничивает возможность адопции для иностранных граждан, однако на практике закон не работает, считает руководитель Отдела по защите прав детей Бюро омбудсмена Лайла Гравере. Об этом сообщает Латвийское радио-4.