«Оазис» у границы, в который отправляли «неудобных» подростков, закрывается

Обратите внимание: материал опубликован 5 лет назад

Оказавшись в фокусе внимания проверяющих, руководители SIA Bērnu oāze в Лудзенском крае, где частным порядком оказываются услуги по коррекции поведения трудных подростков, объявили властям о своем намерении закрыть учреждение, сообщает LTV. Проверки были начаты Инспекцией по защите прав детей и другими ведомствами в связи с информацией о возможных нарушениях в этом воспитательном центре. 

Для предпринимателей, владельцев Bērnu oāze в поселке Исталсна, перевоспитание детей с проблемами поведения — бизнес. В 2017 году в Исталсне содержалось 37 детей из 16 краев Латвии.

После показа сюжета LTV надзорные ведомства, которые должны были быть осведомлены о происходящем в учреждении, были немало удивлены рядом фактов о методах, которые там применяют, и условиях, которые детям выдвигаются. В частности, неблагоприятным фактором детские психиатры назвали почти полную изоляцию подростков от общества и окружающего мира.

Воспитанникам за плохое поведение не разрешали видеться с родными и покидать территорию центра.

Учитывая, что всё это дети либо из детдомов, либо из семей высокого социального риска, нередко в свое время травмированные, им требовалась квалифицированная психологическая помощь со стороны специалистов. Помогло ли пребывание в Bērnu oāze несовершеннолетним исправиться и что с ними на самом деле происходило, теперь будут разбираться ответственные службы.

Руководители центра Сергей Максимов и Инга Штокмане говорят, что у них живут педагогически запущенные дети, которые ведут себя соответственно, и с ними ведется воспитательная работа. Штокмане выразила удивление, что после девяти лет работы практика, избранная учреждением, «вдруг оказалась неправильной». По словам руководителей, результаты были прекрасными — но первые проверки показали иную картину.

Госслужба качества образования, в частности, выяснила, что школа, в которой было зарегистрировано большинство детей из Исталсны, не отмечала в системе пропуски уроков воспитанниками «оазиса», из-за чего не вмешались вовремя другие институции, и ситуация с плохой учебой ребят усугубилась. Домашнее обучение в самом центре не было юридически оформлено, отметил начальник надзорного департамента службы Юрис Зивартс.

«К сожалению, на место эти педагоги не приходили и детей в ряде случаев не учили»,

— сказал он.

В ситуации, когда ребенок находится в закрытом учреждении, это недопустимо и действует на личность разрушительно, лишая ребенка перспектив в будущем, предостерег детский психиатр Никита Безбородов. Это нарушение прав детей.

В школе Пилдас журналистам пояснили: обучение детей из «оазиса» тут взяли на себя недавно и не осведомлены, где и как ребята учились раньше — они были зарегистрированы в других местах. Первое время педагогам было трудно, признал директор школы Юрис Зельч. В Пилдас нет ни своего психолога, ни соцработника, ни специального педагога — а детям, очевидно, нужна более ощутимая поддержка со стороны государства, считает директор.

Ранее полиция и сиротский суд также проверяли Bērnu oāze, но нарушений не констатировали, прозвучало в телепередаче LTV Panorāma. Было признано, что дети содержатся в хороших условиях, и в целом с ними все в порядке, сообщила председатель Лудзенского сиротского суда Ивета Гаевска:

«Нарушения в поведении у некоторых есть, да, но... Бог им в помощь — будет всё хорошо, я так надеюсь, что у них все хорошо сложится и получится».

Пока не завершено расследование по административным делам, ни Инспекция по правам детей, ни Бюро омбудсмена не разглашают, что именно они выявили в «оазисе». К проверкам подключилось и Министерство благосостояния, поняв, что ряд услуг коммерсанты практически не предоставляли, поэтому их компанию в министерстве вычеркнули из регистра социальных услуг. У SIA Bērnu oāze, помимо центра в Исталсне, есть еще групповая квартира для взрослых. Минблаг констатировал, что услуги полноценно не предоставлялись, заявила старший эксперт по методическим вопросам Агнесе Юрьяне.

Согласно годовым отчетам SIA Bērnu oāze, в 2016 и 2017 годах оборот предприятия достигал неполных полумиллиона евро. Самым «урожайным» был 2013-й, когда оборот превысил 800 тысяч. Прибыль или бывала небольшой, или по итогам года даже возникали убытки. Зарабатывает предприятие на взносах самоуправлений, которые присылают в коррекционный центр детей и платят за их содержание и воспитание.

Инга Штокмане и Сергей Максимов после начала тщательных проверок решили с февраля «оазис» закрыть.

До сих пор остается не выясненным местопребывание двух детей, сбежавших из центра Bērnu oāze в Исталсне. Их ищет полиция. Остальных детей переведут в другие воспитательные учреждения.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное