Такой опыт пришел к нам из Эстонии. Там похожая модель себя оправдала, и ее решено было внедрить в Латвии. В общественной организации «Мамин клуб» изначально к идее опубликования фамилий неплательщиков отнеслись настороженно, рассказывает ее представить Александра Новак.
«Не очень понятно, как это повлияет на того, кто и раньше был злостным неплательщиком. Почему внесение в список заставит его устыдиться и начать выплачивать?», - говорит она.
На данный момент в списке неплательщиков алиментов находится 1 854 человека. Это преимущественно мужчины. Всего же число должников в стране достигает почти 30 000 человек.
«Заявитель – сторона, получающая алименты - сперва должен дать согласие на публикацию имени должника. Потом мы должны выяснить, обладает ли неплательщик инвалидностью. Если это инвалид – его имя не публикуют», - поясняет, почему не все они находятся в списке представитель фонда гарантии средств содержания Линда Старане.
Система также проверяет получена ли информация о том, что огласка фамилии может как-то повредить ребенку. Ведь главное – это защищать его права. Когда бывший муж Александры отказался платить алименты в том размере, о котором договаривались супруги, женщина подала заявление в суд. Через полгода состоялось открытое заседание. За это время муж не заплатил своему ребенку ни цента. Суд постановил, чтобы мужчина ежемесячно выплачивал определенную сумму денег, но долг за полгода остался.
Пока нерадивый родитель уклоняется от уплаты, его миссию выполняет фонд гарантии средств содержания. Детям до 7 лет выплачивают 25% от минимальной зарплаты, в возрасте с 7 до 18 лет – 30%. Но рано или поздно неплательщик должен будет вернуть фонду потраченное. Уже с момента начала разговоров о появлении черного списка активность граждан увеличилась.
«Объем денежных средств стал увеличиваться с того момента, когда об этом списке стали говорить публично. Это мотивировало какую-то часть. Особенно тех, кто может заплатить», - считает Старане.
Ежедневно в фонд гарантии средств содержания поступает около 10 новых согласий на добавление должника в список. Он растет. Хотя в организации «Мамин клуб» и хотели бы, чтобы такого списка не существовало вовсе.