В результате вакцинации иммунная система человека делает две вещи — синтезирует большое число антител, которые маркируют и нейтрализуют вирус, а также «записывает» в память иммунных клеток, как выглядит вирус, пояснил ученый.
«Часть этих клеток идет в костный мозг, где остается надолго — и при необходимости быстро активизируется и дает сигналы другим клеткам, которые сами очень быстро начинают вырабатывать нужные антитела», — рассказал он.
Вероятность, что вакцинированные люди, даже заразившись, в первые месяцы могут передать вирус другим, очень мала — антитела вирус очень быстро нейтрализуют, говорит Калвиньш.
«Если вирус сейчас появится, он может попасть в организм. На наш эпителий, на слизистую носа, горла, в легких он может зацепиться. Ему надо попасть внутрь. Если иммунная система сохранила большое число антител, которые циркулируют, то он внутрь вообще не попадет. Если вы попытаетесь с помощью ПЦР-теста сказать, есть ли вирус в организме привитого человека, может оказаться, что есть», — пояснил Калвиньш.
Поэтому в статистике появляются привитые инфицированные. Кроме того, часть вакцинированных болеет без симптомов — или они слабы.
Однако через полгода после вакцинации риск переболеть с симптомами повышается.
«Если мы слишком долго не ревакцинируемся, то есть не делаем третью прививку, уровень антител может упасть так низко, что больше не сможет нейтрализовать вирус. Тогда, конечно, вирусом может и сам заразиться, и других может заразить вакцинированный человек. Он на самом деле больше не полноценно привитый. Антитела обеспечивают примерно половину иммунной защиты. Вторая половина — записанная информация в наших иммунных клетках, которые уничтожают вирус», — говорит Калвиньш.
Это, однако, не значит, что через шесть месяцев человек полностью не защищен — поскольку «записанная» информация остается. Однако слабеет возможность сразу нейтрализовать вирус. Поэтому может появляться температура, головная и мышечная боль, лихорадка.
Калвиньш пояснил: как и с вакцинами от гриппа или клещевого энцефалита, иногда нужно обновлять возможности иммунной системы создавать антитела против Covid-19. Этого можно добиться с помощью ревакцинации — или когда привитый болеет в легкой форме, возможно, даже не зная об этом.
«Исследования показывают: если человек ревакцинируется или после болезни, или через шесть месяцев после первичной вакцинации, то одна — все равно, какая — вакцина вызывает увеличение количества антител в крови в 10-100 раз. Если наша иммунная система потеряла даже 90% своей защитной способности, то после вакцинации вы опять на 100% защищены от смерти», — говорит Калвиньш.
Пока этот вирус не будет вытеснен каким-то другим (это потребует времени), то время от времени придется ревакцинироваться, говорит химик. Эта пандемия закончилась бы значительно быстрее, если бы все общество полностью и примерно в одно время привилось. Однако это невозможно, поэтому на коллективный иммунитет надеяться нельзя, пояснил Калвиньш.
Ранее он заявил, что настаивает на немедленном разрешении ревакцинации от Covid-19 всем того желающим.
Как ранее писал Rus.LSM.lv, по данным минздрава Израиля, «бустерная» прививка показывает 95% эффективность против заражения и 97% — в предотвращении заболевания коронавирусом с серьезными симптомами.
«Мы участвуем в гонке, пытаясь опередить пандемию, и сейчас настал критический момент», — заявил израильский министр здравоохранения Ницан Горовиц в начале кампании «третьих доз» — т.н. «подкрепляющей» или «бустерной» вакцинации.
Израиль стал первой в мире страной, начавшей массовую ревакцинацию населения от Covid-19: 29 июля было объявлено о решении прививать третьей дозой израильтян старше 60 лет, получивших первую прививку 5 и более месяцев назад. C 13 августа началась ревакцинация возрастной группы старше 50 лет, с 19 августа — с 40 лет и старше, 24 августа порог был снижен до 30 лет, а 30 августа — до 12 лет.
Опыт Израиля особенно интересен потому, что сегодня это одна из самых «привитых» стран мира.