На шаг ближе к космосу: в РТУ теперь есть Дом аэронавтики

Обратите внимание: материал опубликован 1 год назад

В конце минувшей недели состоялось торжественное открытие Дома аэронавтики Рижского технического университета (РТУ), где студенты и ученые получат доступ к большим (действительно большим!) помещениям, лабораториям, различному оборудованию, включая специальную камеру для воспроизведения условий открытого космоса, рассказывает передача «Домская площадь» на Латвийском радио 4.

На шаг ближе к космосу: в РТУ теперь есть Дом аэронавтики
00:00 / 04:38

«Это очередной шаг, приближающий нас к космосу, один из множества этапов. Параллельно мы ведем разработку новой, улучшенной учебной программы для магистратуры, поступить на нее можно будет уже в следующем году. А Дом аэронавтики станет местом, где студенты смогут заниматься своими проектами, а наши ученые -- продолжать работать и делать новые открытия», — рассказывает директор Института аэронавтики Илмар Блумбергс.

Само здание представляет из себя ангар с высокими потолками, так что здесь можно устанавливать крупные высокие конструкцие; по словам И. Блумбергса, есть вся необходимая вентиляция, а совсем скоро в нем появится специальное стерильное помещение для лабораторных работ.

«Также будет обустроена камера для испытаний, имитирующая условия открытого космоса — вакуумом и очень низкой температурой -- минус 200 градусов по Цельсию. Абсолютно любой объект перед запуском в космос необходимо проверить, выдерживает ли он соответствующие нагрузки или нет, для этого и нужна такая камера», — пояснил специалист.

Он отметил, что Дом аэронавтики создаст все необходимые условия и среду для работы, а студенты и ученые в этих условиях будут двигать латвийскую и мировую науку и технологии. Благо у Латвии уже есть «космические» успехи.

«Если говорить о нашей стране, то сейчас мы не говорим о каких-то глобальных изобретениях — например, космических двигателях. Но есть отдельные и специфичные ниши, где востребованы именно латвийские изобретения и они признаны лучшими в мире», — заявил И. Блумбергс.

Он подчеркнул, что и в советское время, и в независимой Латвии в Рижском техническом университете непрерывно продолжалась работа по космическому направлению, и что его также успешно развивают другие наши вузы — в частности, Латвийский университет и Вентспилсская высшая школа.

По словам Илмара Блумбергса, новый Дом аэронавтики сможет пригодиться не только ученым и студентам РТУ, но и другим специалистам при работе над крупными совместными проектами.

Ранее этим летом студенты Вентспилсской высшей школы разработали и успешно запустили в стратосферу метеорологический зонд.

«Все прошло хорошо — зонд был запущен в 10:15 утра с вентспилсского летного поля, с объектом заблаговременно была установлена связь, после чего студенты отслеживали передаваемые им данные. […] Сейчас полученная информация еще обрабатываются, но известно, что зонд поднялся на высоту от 20 до 25 километров. Одна из главных целей эксперимента — измерить интенсивность ультрафиолетового излучения в зависимости от высоты. Это, возможно, позволило бы сделать выводы о толщине озонового слоя на разных уровнях атмосферы. Сейчас начнется обработка данных, после чего мы поймем, действительно ли этот метод эффективен для замера озонового слоя», — рассказал об этом проекте его руководитель Янис Шате.

В июле Rus.LSM.lv рассказывал о новом модуле на радиотелескопе в Ирбене: он позволит повысить качество услуг, который комплекс предоставляет в том числе Европейскому космическому агентству и NASA. В феврале же Паул Ирбинс, президент Латвийской ассоциации космической индустрии, заявил, что в Латвии уже есть предприятия, добившиеся признания в космической индустрии на международном уровне и есть различные разработки для развития необходимых в космосе технологий. Он рассказал, что Латвия ежегодно вкладывает в космическую индустрию около 3,5 млн евро, но эти деньги не «улетают в космос»: они тратятся здесь на Земле, помогая развивать новые технологии и в конечном счете нашу экономику.