Эстрада недаром зовется Большой – вот только число участников на трибунах ограничено. Каждое место отмечено. В целом получается, что выступать на трибунах могут только 6 тысяч человек. Если быть точнее, 5 850.
Число не взято с потолка. Его вычислил строительный эксперт, доцент Рижского технического университета Айгарс Удрис. Исследование заказало предприятие Rīgas meži, которое отвечает за Большую эстраду. Во время подсчетов эксперт учитывал все риски: несущую способность конструкций, наличие выхода для эвакуации, способность быстро покинуть трибуны, организовать первую помощь.
«Базой расчетов служит второй дополнительный критерий – не физическая нагрузка, вес, динамика, а площадь на одного человека, индивидуальное пространство. Полметра – это стандарт. Невозможно, чтобы на таком объекте находилось бесконечное число людей», - поясняет Удрис.
Ещё перед Школьным Праздником песни и танца руководство Rīgas meži отправило организаторам мероприятия письмо с предупреждением и данными о максимально возможном числе людей на эстраде. Как подтвердили LTV7 сами организаторы, письмо они получили ещё 25 мая.
Однако же во время репетиций и концерта на трибунах Межапарка находилось 12 с половиной тысяч хористов. То есть в два раза больше, чем дозволено из соображения безопасности. Пресс-представитель организаторов Инга Васильева объяснила это так: да, в письме указано число 6 тысяч – но это если на трибуне стоят взрослые.
«Как мы знаем, средний вес взрослого и средний вес ребенка почти вдвое отличаются. Мы исходили из веса, из нагрузки на трибуну», - говорит она.
Айгар Удрис на этот аргумент поясняет: недаром специалисты в расчет брали личное пространство – ведь от его наличия в случае чрезвычайных ситуаций зависит безопасность артистов.
«Часть хористов стояли фактически склеившись, степень плотности была довольно высокая. И не отвечала критериям оценки риска», - считает он.
В Латвийском обществе врачей подтверждают: слишком большое число детей на ограниченном пространстве могло стать причиной того резонансого массового обморока на генеральной репетиции. Более того, если бы у детей случилась паника, последствия из-за скученности могли быть страшными, настаивает Петерис Апинис, президент Латвийского общества врачей:
«В Африке началась бы паника – побежали бы, потоптали. В Греции – [были бы] трупы. Играть с детьми – преступление. Организатор Берзиня должна прогуляться до прокуратуры».