Статистика неутешительная — 22% европейских женщин являются жертвами физического или сексуального насилия. Как ни странно, наибольшее число пострадавших от насилия женщин проживает в экономически развитых и стабильных странах — Дании, Финляндии. Но и Латвия недалеко ушла: наш показатель — 32%.
Социоантрополога Айвиту Путниню настораживает не только жестокость мужчин, но и равнодушие латвийских стражей порядка.
«Я думаю, что вот это поведение мужчины в Латвии — оно может быть не в такой степени и не так интенсивно, но оно случается у нас. И то, что меня очень настораживает — это, что и в Латвии полиция вообще-то не готова защищать женщин».
Впрочем, положительные изменения есть. Еще четыре года назад уровень насилия над женщинами достигал 40%. А в 2014 году в силу вступили поправки к законам, вводящие временные средства защиты от насилия. Человека, который создает угрозу, суд может обязать покинуть жилье, в котором постоянно живет его потенциальная жертва. В прошлом году этот закон применялся 554 раза. Но эксперты считают — нужны и другие решения.
«Очень важно, чтобы Латвия подписала Стамбульскую конвенцию против насилия над женщинами, почти все страны уже подписали ее. Только Латвия, Болгария и Чехия не подписали. И наше Министерство юстиции теперь это задерживает, хотя и наш президент, и другие высокопоставленные лица уже сказали, что нам важна эта конвенция, но мы ее еще пока не подписали», — говорит Илута Лаце, руководитель центра поддержки женщин «Марта».
Стамбульская конвенция — первый международный договор, который содержит определение гендерной принадлежности. Конвенция четко говорит о том, что насилие в отношении женщин и домашнее насилие требуют более суровых приговоров, если жертвой нападающего становится супруга, партнер или член семьи.
Доклад о присоединении Латвии к конвенции на этой неделе был отправлен в правительство. Однако Министерство юстиции посчитало подписание международного договора преждевременным. И отозвало документ.
«На заседании правительства во вторник было принято решение о том, что Министерство юстиции до апреля этого года должно провести свой анализ конвенции и возможного влияния ее принятия на законодательную систему страны в контексте семейного права. Ранее отдельные общественные организации указали на возможные проблемные вопросы», — так объяснил причину отзыва Андрис Витенбург, представитель Министерства юстиции.
О каких именно проблемных вопросах идет речь, в министерстве не уточнили. И примерных сроков подписания конвенции назвать также не смогли.