«Мигрантом может стать любой из нас»: опыт приема беженцев в Европе обобщили в книге

Обратите внимание: материал опубликован 5 лет назад

Интеграция, интеграционная программа — обычно под этим словом многие понимают исключительно нашу, внутрилатвийскую национальную интеграцию. Но в  последние годы этот термин стал гораздо шире, и сейчас все чаще он относится к прибывающим в Латвию мигрантам и беженцам, сообщает Латвийское радио 4 в передаче «Домская площадь». Именно этой проблеме посвящена книга «Интеграция новоприбывших в Европе: наилучшая практика и инновации с 2015 года», презентация которой прошла 30 ноября в рижском Доме свободных профсоюзов.

Опыт помощи беженцам в Европе обобщили в книге
00:00 / 04:35
Скачать

В издании обобщен опыт десяти европейских стран и их реакция на потоки беженцев, различные инициативы как на уровне государства, так и на уровне самоуправлений.

Латвия уже завершила широко обсуждавшуюся в свое время программу ЕС по перемещению соискателей убежища с юга Европы, приняв в общей сложности 374 беженца. Всего же Латвия обязалась принять по программе перемещения 531 человека из лагерей беженцев в Греции, Италии и Турции. До 15 сентября 2017 года в Латвию было перемещено 346 беженцев, в начале 2018 года — очередные ищущие убежища лица. Таким образом, наша страна выполнила свои обязательства на 70%.

Опыт у стран, принимавших беженцев, разный. Во время презентации книги «Интеграция новоприбывших в Европе: наилучшая практика и инновации с 2015 года» ее создатели рассказали, как к проблеме беженцев подошли в Бельгии, Литве и Испании.

Часто в прессе образ мигрантов подается негативно, мы регулярно слышим и читаем печальные истории об их судьбах в Европе, отмечает редактор книги, исследователь миграции Агнесе Лаце. Поэтому цель издания – показать положительные примеры решения проблемы мигрантов и того, как отдельные государственные и негосударственные структуры разных стран им помогают.

Агнесе Лаце объясняет, почему для презентации в качестве таких примеров выбраны Бельгия, Литва и Испания:

«Пример Испании говорит, как иммигранты вовлечены в общую социальную систему, а не выделены из нее при помощи каких-то отдельных мероприятий. То есть думаем о том, что получится в долгосрочной перспективе, если эту группу не выделять как особенную.

Случай с Бельгией связан с мероприятиями по занятости. Латвии было бы интересно изучить, как сотрудничают в этом вопросе негосударственный сектор и академическая среда, государственные и муниципальные службы, работодатели.

Пример Литвы приведен потому, что там ситуация очень близка ситуации в Латвии. Но они смогли решить те различия, которые есть у персон с альтернативным статусом и статусом беженца».

Специалист признаёт, что в латвийском обществе отношение к мигрантам негативное. По ее мнению, Латвия могла бы учиться у тех западных стран, в которых такой негативный настрой не используется для того, чтобы культивировать недружественную политику по отношению к приезжим. Наоборот, там политики думают, как снизить уровень негативизма в обществе.

Лаце считает, что

для мигрантов, для их вхождения в местное общество в Латвии делается не так уж много. И если негосударственные организации, пусть и нерегулярно, но проводят некоторые мероприятия, например, языковые или интеграционные курсы, то со стороны государства поддержки очень мало.

Как она говорит, нужно делать все для ломки сложившихся стереотипов, ведь в нормальном современном обществе приезжие – его обычная составная часть.

Редактор книги говорит, что приезжие – это не обязательно беженцы в нашем классическом представлении. Эти люди выбирают Латвию местом временного пребывания или жительства по самым разным причинам. Развенчант миф о том, что большинство иммигрантов внешне отличаются от нас:

«Большая часть приехавших, все-таки, выглядит как мы. В большинстве своем это люди из России, Украины и Белоруссии. Из стран Евросюза – из Германии и Швеции», — говорит Лаце.

Эрвин Лабановскис, руководитель фонда «Свобода и солидарность», участвовавшего в издании книги, подчеркивает, что «к сожалению, в мире происходят войны, природные катастрофы, которые вынуждают людей покидать свою родину. Было бы глупо игнорировать эти тенденции, мудрее – к ним подготовиться:

«Теоретически мы тоже находимся в такой зоне, где может быть большое движение беженцев. Совсем недалеко, по соседству есть нестабильные государства, конфликтные ситуации. Ну, например, сейчас та же Украина».

Лабановскис напоминает, почему в Европе в свое время возникла проблема с безопасностью. Он говорит, что многие страны не были готовы к большому потоку беженцев. Он также призывает не манипулировать слухами о том, что беженцы в Латвии получают больше, чем местные жители, и просит учитывать все обстоятельства, в которые попадает человек, попавший в чужую страну.

Коснулась этой темы и Агнесе Лаце. По ее словам, поддержка персонам, получившим статус беженца или альтернативный статус, очень невелика, а трудностей у них много: это и проблема языка, и сложности с трудоустройством. Если же говорить о пособии, то с альтернативным статусом в течение семи месяцев так называемая первая семейная персона получает 139 евро в месяц, а каждая следующая — 98. Те, у кого статус беженца, получают такое пособие в течение 10 месяцев.

Кстати, статус беженца получают те, кто на родине подвергся индивидуальным преследованиям, например по политическим или религиозным причинам. Альтернативный статус присуждается тем, кто бежит от военных конфликтов и другого рода массовых угроз.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное