Мемориалу узникам нацизма в Саласпилсе — 50: он будет таким, каким создавался

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

Электронный метроном на месте бывшего нацистского Саласпилсского концлагеря (KZ Kurtenhof) отстукивает ритм, имитирующий пульс человеческого сердца, вот уже почти полвека. Сегодня эту пульсацию часто перекрывает шум строительных работ: идет реконструкция. Но скромная – «евроремонта» к юбилею не будет. Здесь стремятся сохранить первозданный облик ансамбля. Территорию мемориального комплекса приводят в порядок к круглой дате: она уже через неделю. Будет обновлена и экспозиция — «основанная на исторических фактах», сообщает Latvijas radio.

Скульптурно-архитектурный ансамбль, включенный в латвийский культурный канон, реставрируется впервые за время своего существования, говорит архитектор Лига Гайле. Восстанавливается наклонная бетонная галерея длиной больше 100 и высотой 12 метров, построенная на месте забора из колючей проволоки – ее доделают к концу года.

Реставрация, по признанию Гайле, «щадящая», с ликвидацией одних только разрушенных мест. Такой подход позволяет сохранить налет старины. Бетон, поросший мхом, подлежит косметической очистке. Но будут и кое-какие новшества, поясняет архитектор.

От старой экспозиции тут сохранятся разве что линогравюры бывшего узника лагеря, художника Карлиса Буша. И короткий текст на четырех языках. В основу новой экспозиции легли материалы более чем 10-летнего исследования латвийских историков. Исследования, вызвавшего большой и противоречивый резонанс в обществе, поскольку опровергают ряд утверждений советского времени.

Создавался мемориал долго. Власти решили увековечить память узников Куртенхофа еще в 1959 году, но собрали «идейно разношерстную» команду авторов, которым было сложно сработаться, вспоминал один из создателей комплекса Ивар Страутманис (ныне уже покойный). Каждый придерживался своих замыслов, и их понимание заданной темы резко отличалось. А какие-то удачные решения рождались неожиданно – так, сделать бетонную галерею наклонной пришло в голову Страутманису во время работ на его хуторе, когда он через блок тянул лебедкой тяжелую бетонную сваю.

В целом сведение разрозненных представлений почти двух десятков архитекторов в единую композицию потребовало семи лет. В конце концов авторов осталось тоже только семь: Ивар Страутманис, Гунар Асарис, Ольгерт Остенберг, Олег Закаменный и скульпторы Лев Буковский, Олег Скарайнис и Янис Зариньш.

Двое из них еще живы — Гунар Асарис и Олег Скарайнис. Им есть что рассказать о своем детище. В своей рагациемской мастерской Скарайнис (ему 94) поделился: в те времена по всей Европе появлялись подобные мемориалы. Авторам передали мнение советского лидера Никиты Хрущева: саласпилсский ансамбль будет «без каких-либо излишеств». Специалисты посетили место бывшего лагеря. И пришли к концепции: главными будут земля и путь

Созданными им бетонными человеческими фигурами Олег Скарайнис очень доволен: считает, они получились красиво. Могли бы быть, пожалуй, даже еще грубее.

«Результат хорош. (..) Этот мемориал создан, чтобы люди в своих войнах и таких безумствах... чтобы это не повторялось», — говорит скульптор.

Советская историография неизменно называла Куртенхоф «Саласпилсским лагерем смерти». На основании материалов советской Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников число погибших в лагере оценивалось в 90-100 тысяч.

В январе прошлого года, представляя свою только что вышедшую книгу «За этими воротами стонет земля», ее соавторы — историки Карлис Кангерис и Улдис Нейбургс заявили LTV, что лагерь нельзя называть концентрационным, а число погибших в нем было очень преувеличено. По их данным, за всю историю функционирования лагеря в 1942-44 годах через него прошли 22-23 тысячи человек, из которых около 3 тысяч были детьми. Погибло в лагере около двух тысяч людей, в том числе несколько сотен детей. Лагерь строился с осени 1941 года и до начала лета 1942 — силами евреев, в том числе и пригнанных нацистами из Германии в Латвию для ликвидации. Из их числа, по Нейбургсу, погибло около тысячи человек. После завершения строительства, согласно латвийским историкам, в лагере содержались политические и транзитные заключенные — примерно поровну.

В немецких документах, как убедился Rus.Lsm.lv на сайте Федерального архива ФРГ (Bundesarchiv), лагерь обозначается как KZ, т.е. концентрационный. Там же содержатся и упоминания о германских евреях, погибших в лагере — в основном в 1941-42 годах, однако есть и записи, правда, единичные, о погибших во второй половине 1942 года, в 1943-м и весной 1944 года (на сайте Bundesarchiv обобщены данные только о тех депортированных для уничтожения евреях, кто до начала нацистских репрессий являлся гражданином Германии).

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное