«Это у нас Рокси. Ей 12 лет. Мальте, по-моему, 7», - говорит Роман Грубский.
Это сейчас немецкие овчарки Мальта и Рокси могут играть, могут валяться в снегу, и даже немного им полакомиться. Не пугает ничего – ни мороз, ни осколки в теле, полученные на войне. Лишь иногда – могут пугать резкие и громкие звуки.
«По началу они реагировали на такие громкие хлопки и на звук самолёта. Все бомбардировки наносились самолётами. И когда собаки слышат самолёт, по ним видно, что что-то не так», - говорит Роман Грубский.
Рокси и Мальта – мать и дочь. Раньше участвовали в выставках, получили много призов. Теперь они – беженки. Рокси, кстати, родом из Латвии. На старости лет вернулась на родину. Их хозяева Роман и Любовь из Мариуполя. Там они занимались разведением собак. Был свой питомник – семь немецких овчарок. Когда началась война, Любовь с двумя маленькими детьми выехала в село рядом с городом. Роман остался с собаками.
«С одной из собак, с Рокси, я выехал в город, в магазин. Получилось, что уже не смог вернуться в питомник, там оставались все наши остальные собаки. С Рокси я в центре города у наших друзей остался. У нас есть такой район Кирова. И там, как потом получилось, было самое жаркое место боёв. И мы с Рокси 36 дней прожили в подвале», - рассказывает Роман Грубский. – «Через 36 дней я смог выехать из города, есть у нас такой район Белосарайская коса на побережье. Там были пансионаты, которые принимают людей, у которых ничего не осталось, некуда было идти. Там я пробыл 10 дней».
Всё это время о собаках в питомнике ничего не было известно. Впрочем, поддерживать связь не смогли и Любовь с Романом.
«Не было ни света, ни связи. Я каждый день ходила за 5 км, я находила точку с интернетом. Писала смс, включала телефон на 10 минут. На следующий день я шла и думала, ну может хоть кто-то ответил. Так продолжалось больше месяца. Я каждый день ходила и ничего не получала. Но продолжала писать эти смс», - рассказала Любовь Грубская.
За это время Любовь вывезла детей в Латвию. Оставаться было небезопасно. Все эти дни неведения Любовь называет личным адом. Но позже Роману удалось связаться с семьёй, а также добраться до собак.
В самом начале войны удалось купить корм. В итоге это спасло много жизней. Но голод не был единственной угрозой.
«Очень сильная бомбардировка была в районе. Около 6 дней соседи говорили. И две собаки от взрывной волны, две собаки от осколков...», - говорит Роман Грубский.
Многие собаки выжили. Четыре погибли. Овчарка Мальта была ранена. Её выхаживали соседи. Позже, уже в Латвии ей сделали операцию.
«Главное проникновение осколка было правой передней лопатке. Осколок отрикошетил от кости и ушёл сюда, под холку. Здесь было. И у неё, получается, в холке чуть глубже ещё остались осколки», - рассказал Роман Грубский.
Точнее – десятки осколков. Но то, что было опасно для жизни, ветеринары смогли удалить. Теперь снова можно бегать и радоваться жизни.
«Люди говорили: зачем тебе эти собаки? Ты их завёл, это твоя ответственность, как ты можешь животных бросить? Как?», - спрашивает Любовь Грубская .
Никак. Любовь и Роман своих собак не бросили. Чужих – вернули хозяевам, тех, от кого отказались – пристроили, а своих четверых вывезли в Латвию.